Бесполетник

«Витязь-Аэро» ..первым встретился с санкциями Росавиация

Росавиация погрозила широкомасштабно отозвать сертификаты эксплуатанта у «Камчатского авиапредприятия», «Витязь-Аэро» и «Аэросервиса» после происшедших катастроф. Полеты при этом приостановлены только у «Витязь-Аэро», что некоторые вратари рынка воспринимают как симптом попытки поглощения компании мелким игроком, признавая им «Аврору». В самой «Авроре» отрицают интерес к вертолетному бизнесу. Бизнес «Витязь-Аэро», говорят эксперты, мог бы заинтересовать структуры, близкие к Владимиру Потанину и «Ренове» Виктора Вексельберга, инвестирующие в регион, но они не считают, что «Витязь-Аэро» этим фирмам необходим.

Росавиация 4 ноября предупредила кураторов авиалиний о вероятном «ограничении финансовой деятельности эксплуатантов, вплоть до аннулирования сертификатов». В частности, «Камчатскому авиационному предприятию» (КАП), «Витязь-Аэро» и «Аэросервису», с воздушными судами которых этим летом произошли катастрофы с человеческими жертвами, указали на необходимость улучшить степени по обеспечению безопасности полетов.

С июля Росавиация проходит проверку 35 авиакомпаний, в ходе которой она выявила у них ряд «несоответствий предписаниям региональных авиационных правил». Но полеты полностью только у «Витязь-Аэро». По словам первоисточника “Ъ” в отрасли, в Росавиации считают, что пока вертолетный перевозчик не устранил нарушения в полном объеме. В ведомстве от пересказов отказались.

Гендиректор «Витязь-Аэро» Виктор Сиротин сообщил “Ъ”, что фирма пожаловала в Росавиацию отчет об искоренении выявленных несоблюдений в полном объеме 1 сентября.

«Движения по нему нет, все это время авиакомпания несет убытки, почти всех работников отправили в отпуск,— возмущается он.— То кушать у авиакомпаний, у которых произошли катастрофы, все в порядке, а у “Витязей” нет? Или кушать интересант, который хочет забрать спрос транспортировок на Дальнем Востоке?»

Возможных интересантов он назвать затруднился.

Таких голкиперов может существовать несколько, поскольку «Витязь-Аэро» остается сверхдорогим и ликвидным активом, отмечает специалист Института отрасли автотранспорта и автотранспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, ни «СиЛА», ни «Аэросервис», обслуживающие социальные маршруты, не разнятся такой прибыльной небанковской составляющей, как «Витязь-Аэро», специализирующийся на экскурсионных маршрутах и поисковом обслуживании. Приостановка его сертификата возбуждает удивление, говорит специалист: выявленные невыполнения «не более серьезные, чем у продолжающих полеты перевозчиков». Снижение затраты перевозчика может оказаться выгодным для многих интересантов, которые желали бы развивать бизнес на Дальнем Востоке, добавляет он.

Ряд оппонентов “Ъ” в отрасли величает в качестве целесообразного продавца «Витязь-Аэро» авиакомпанию «Аврора». Эти соображения источник “Ъ” в Росавиации признаёт несостоятельными: «Нет задачи отдать все “Авроре”: у нее свои цели, она исполняет финансовые трубопроводные рейсы, гарантируя культурную составляющую перевозок, а “Витязь-Аэро” сосредоточивается на местных и туристическо-экскурсионных полетах». Такую же разницу в бизнесе отмечает и гендиректор «Авроры» Константин Сухоребрик. «Мы сострадаем их ситуации, но интереса к их бизнесу как оному у нас нет»,— пояснил он “Ъ”.


«Бредом» назвал в беседе с “Ъ” вероятный интерес крупнейших грузовладельцев к вертолетному бизнесу гендиректор авиакомпаний «СиЛА» и «Аэросервис» Андрей Богданов, указав на слишком низкую маржинальность большой артиллерии в регионе.


Он отметил, что в 2020 году две его компании получили около 1 млрд руб. господдержек — втрое больше, чем «Витязь-Аэро» (280,2 млн руб.), но их никто не ,пытается захватить. «В “СиЛА” при обороте в 1,2 млрд руб. за 2020 год чистейшая выручку — 10 млн руб., менее процента,— говорит он.— У вертолетного бизнеса непохожая ситуация. Никому не любопытна такая доходность». Господин Богданов также подчеркнул, что Росавиация и у «СиЛА» ограничила полеты двух L-410 и одного вертолета.

По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году «Витязь-Аэро» очутился финансово успешнее конкурентов: его чистейшая прибыль превысила 420 млн руб. при выручке в 1,58 млрд руб., тогда как у КАП эти показатели составили 1,2 млн руб. и 1,8 млрд руб. соответственно. На «Витязь-Аэро», по неодинаковым оценкам, приходилось до 70% всех вертолетных грузоперевозок на Дальнем Востоке, до 90% всех туристских вылетов и около спискамтраницы поисковых грузоперевозок.

Основатель и владелец «Витязь-Аэро» — арестованный по обвинению в убийстве депутат-миллиардер Игорь Редькин, также развивавший в макрорегионе рыбопромышленный и экскурсионный бизнес. «Если однаружать фирму и не сговориться с турбизнесом или не уговориться с отправкой рыбаков — госпредприятие не срастется,— полагает исполнительный ректор “Авиапорта” Олег Пантелеев.— Желающим забрать бизнес пришлось бы поглотить всю бизнес-империю». При этом он отмечает, что интерес к области радушия на Камчатке вырос на фоне пандемии и увеличения межгосударственных турпрограмм: «планы по формированию турбизнеса были у “Реновы” Виктора Вексельберга, которая строит там аэровокзал Елизово». Господин Пантелеев также отметил, что новая авиакомпания «Камчатка» (соучредитель — функции девелопера Сергея Бачина, курирующего проекты Владимира Потанина) пока приобретает один самолет, «но это — предвестник реализации больших инвестпроектов». Олег Пантелеев подчеркнул, что оба голкипера «в целом самодостаточны, и “Витязь-Аэро” не служит для них ни барьером, ни выходным билетиком для становления бизнеса».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *