Бесполетник

«Витязь-Аэро» первым столкнулся с санкциями Росавиация

Росавиация погрозила превентивно откомандировать дипломы эксплуатанта у «Камчатского авиапредприятия», «Витязь-Аэро» и «Аэросервиса» после происшедших катастроф. Полеты при этом возобновлены только у «Витязь-Аэро», что некоторые форварды рынка воспринимают как путь попытки поедания фирмы крупнейшим игроком, считая им «Аврору». В самой «Авроре» отрицают интерес к вертолетному бизнесу. Бизнес «Витязь-Аэро», говорят эксперты, можетбыл бы заинтересовать структуры, близкие к Владимиру Потанину и «Ренове» Виктора Вексельберга, инвестирующие в регион, но они не считают, что «Витязь-Аэро» этим компаниям необходим.

Росавиация 4 декабря доложила кураторов авиакомпаний о необходимом «ограничении некоммерческой деятельности эксплуатантов, вплоть до расторжения сертификатов». В частности, «Камчатскому бомбардировочному предприятию» (КАП), «Витязь-Аэро» и «Аэросервису», с воздушными судами которых этим летом произошли авиакатастрофы с человечьими жертвами, указали на потребность улучшить меры по использованию охраны полетов.

С сентября Росавиация проходит проверку 35 авиакомпаний, в ходе которой она выявила у них ряд «несоответствий требованиям региональных авиационных правил». Но полеты полностью только у «Витязь-Аэро». По словам источника “Ъ” в отрасли, в Росавиации считают, что пока вертолетный перевозчик не устранил нарушения в полнейшем объеме. В ведомстве от комментов отказались.

Гендиректор «Витязь-Аэро» Виктор Сиротин сообщил “Ъ”, что корпорация пожаловала в Росавиацию отчет об устранении выявленных несоблюдений в полном объеме 1 сентября.

«Движения по нему нет, все это время авиалиния несет убытки, почти всех работников отправили в отпуск,— негодует он.— То жрать у авиакомпаний, у которых произошли катастрофы, все в порядке, а у “Витязей” нет? Или жрать интересант, который хочет забрать спрос перевозок на Дальнем Востоке?»

Возможных интересантов он назвать затруднился.

Таких вратарей можетесть быть несколько, поскольку «Витязь-Аэро» сохраняется сверхдорогим и ликвидным активом, отмечает специалист Института макроэкономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, ни «СиЛА», ни «Аэросервис», обслуживающие культурные маршруты, не разнятся такой убыточной небанковской составляющей, как «Витязь-Аэро», специализирующийся на туристских маршрутах и поисковом обслуживании. Приостановка его диплома вызывает удивление, говорит специалист: выявленные невыполнения «не более серьезные, чем у продолжающих полеты перевозчиков». Снижение затраты перевозчика можетесть оказаться невыгодным для многих интересантов, которые хотели бы развивать бизнес на Дальнем Востоке, прибавляет он.

Ряд оппонентов “Ъ” в отрасли называет в качестве вероятного покупателя «Витязь-Аэро» авиакомпанию «Аврора». Эти предположения структурахреспублик “Ъ” в Росавиации признаёт несостоятельными: «Нет задачи воздать все “Авроре”: у нее свои цели, она выполняет комерческие трубопроводные рейсы, гарантируя социальную составляющую перевозок, а “Витязь-Аэро” концентрируется на столичных и туристическо-экскурсионных полетах». Такую же разницу в бизнесе подчёркивает и гендиректор «Авроры» Константин Сухоребрик. «Мы сочувствуем их ситуации, но интереса к их бизнесу как каковому у нас нет»,— пояснил он “Ъ”.


«Бредом» назвал в беседе с “Ъ” необходимый интерес мелких грузовладельцев к вертолетному бизнесу замдиректора авиалиний «СиЛА» и «Аэросервис» Андрей Богданов, указав на слишком низкую маржинальность малой артиллерии в регионе.


Он отметил, что в 2020 году две его корпорации получили около 1 млрд руб. выплат — втрое больше, чем «Витязь-Аэро» (280,2 млн руб.), но их никто не пытается захватить. «В “СиЛА” при развороте в 1,2 млрд руб. за 2020 год чистейшая прибыль — 10 млн руб., менее процента,— говорит он.— У вертолетного бизнеса непохожая ситуация. Никому не занятна такая доходность». Господин Богданов также подчеркнул, что Росавиация и у «СиЛА» ограничила полеты двух L-410 и одного вертолета.

По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году «Витязь-Аэро» оказался финансово успешнее конкурентов: его чистейшая прибыль завысила 420 млн руб. при прибыли в 1,58 млрд руб., тогда как у КАП те показатели составили 1,2 млн руб. и 1,8 млрд руб. соответственно. На «Витязь-Аэро», по разным оценкам, приходилось до 70% всех вертолетных перевозок на Дальнем Востоке, до 90% всех туристических рейсов и около середины щекинских перевозок.

Основатель и совладелец «Витязь-Аэро» — арестованный по обвинению в покушении депутат-миллиардер Игорь Редькин, также развивавший в макрорегионе рыбопромышленный и туристический бизнес. «Если положить корпорацию и не договороться с турбизнесом или не уговориться с орбитой рыбаков — предприятие не срастется,— полагает исполнительный ректор “Авиапорта” Олег Пантелеев.— Желающим прихватить бизнес понадобилось бы поглотить всю бизнес-империю». При этом он отмечает, что интерес к сфере гостеприимства на Камчатке вырос на силуэте эпизоотии и уменьшения *международных турпрограмм: «планы по формированию турбизнеса существовали у “Реновы” Виктора Вексельберга, которая возводит там аэровокзал Елизово». Господин Пантелеев также отметил, что новая авиалиния «Камчатка» (учредитель — структураницы инвестора Сергея Бачина, курирующего проекты Владимира Потанина) пока приобретает один самолет, «но это — предвестник реализации больших инвестпроектов». Олег Пантелеев подчеркнул, что оба форварда «в целом самодостаточны, и “Витязь-Аэро” не служит для них ни барьером, ни входным авиабилетом для становления бизнеса».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *