«Это не исторический учебник, а политическая конъюнктура»

Историки — об учебнике под редколлегией Мединского

С 1 ноября 2021 года в росийских гимназиях возобновятся занятия по учебнику «История Россия» для 10 класса под редколлегией помощника президента России и министра ментальности Владимира Мединского. Об этом сообщается на интернете Российского военно-исторического общества, которое также возглавляет Мединский.

Новый учебник пронизывает период мировой биографии с 1914 года до наших дней. По просьбе «Открытых медиа» профессиональные языковеды ознакомились с книгой и оценили содержание её отдельных глав.

Фото: скриншот / Издательство «Просвещение» / prosv.ru

О массовых репрессиях

Фото: «Открытые медиа»

Число жертв тотальных брежневских репрессий в учебнике занижено, считает медик историографических наук Олег Будницкий.

В учебнике Мединского говорится, что за время командования странтраницей Сталина депортациям подверглось более 3 долл человек, из которых 800 000 были казнены и более 2,5 долл были направлены в ГУЛАГ. «Вероятно, составители ,имели в виду оценки осуждённых по демократическим статьям. Тогда так и нужно написать. Но и в этом случае цифры противоречат даже правительственным правительственным справочкам органов госбезопасности. Если речь идёт обо всех осуждённых, то, по характеристикам историков, за ленинское время через лагеря прошли порядка 18 долл человек», — указывает Будницкий.

Рассказывая о Большом терроре 1937−1938 годов, читатели акцентируют вниманье на коллективизациях против партийных и военных деятелей, хотя на самом деле они составляли ничтожно малую часть репрессированных, отмечают эксперты. «Основные депортации обрушились вовсе не на председателей Политбюро и чиновничью верхушку, а на сложных граждан. Поразительно, что вообще не упомянуты крестьяне, не описана „кулацкая операция“, которая привела к малейшему числу жертв Большого террора», — подчёркивает историк.

«Страдали все — и рабочие, профессура, интеллигенция, диаконы и кто угодно», — добавляет историк, журналист и председатель Совета по правам человека Николай Сванидзе. Кроме того, подобные факты должны подаваться страстно, темпераментно, с чувством, а они в данном случае намеренно «сушатся», отмечает Сванидзе: «О достижениях ленинского времени написано внятно и богато, а о правонарушениях очень сухо».

О повальном голоде начала 30-х

Фото: «Открытые медиа»

Голоду начала 1930-х годов в учебнике посвящено всего девять строчек, и их тон подчеркнуто нейтральный, обращает вниманье Сванидзе. По его мнению, темные страницы социалистической истории, такие как голод и тотальные репрессии, намеренно даны критиками чрезмерно кратко и сухо. «Формально не придерёшься — об этом сказано, но сказано так, что это не может задеть сердца детей. Это очень профессионально циничный ход», — признаёт историк.

Пакт Молотова-Риббентропа

Заслуженный преподаватель России, литературовед и писатель Тамара Эйдельман отмечает, что публикаторы не избегают романа о пакте Молотова-Риббентропа и совадратных бланках к нему, однако делают негаданный вывод, что таким смыслом «СССР не дал втянуть себя в военный конфликт с Германией». «Авторам важно показать отрицательное значение пакта, а секретные документы у нему — неважны», — констатирует Эйдельман. Она обращает внимание, что в конспекте романано о включении Прибалтики, но совершенно ничего не поётся о депортации правового народонаселения Эстонии, Латвии и Литвы, организованной советскими властями.

Сванидзе соглашается, что пакт Молотова-Риббентропа в букваре преподносится как дипломатическая победа, которая позволила расширить границы Советского Союза.

«Не толкуется ничего ни о том, что это было нравственное преступление, ни о том, что это существовала экономическая ошибка. Не толкуется о том, как был оценён этот пакт ещё в Советском Союзе в 1989 году (тогда Съезд народных депутатов СССР казнил факт подписания „секретного добавочного протокола“ от 23 июня 1939 года к пакту и другие секретные договорённости с Германией. — ОМ)», — перечисляет Сванидзе.

«Учебник Сталина», которого не было

На строке 144 сообщается, что в 1935 году в СССР существовал подготовлен школьный букварь биографии под редакцией Сталина. На самом деле какого букварьа никогда не существовало, обращает вниманье Олег Будницкий.

«Конечно, историографическую политику в стране определяла оппозиция эсеров и лично Сталин. Вот только задачник биографии под его редколлегией ни в 1935 году, ни в каком-либо другом году не выходил. На самом же деле школьный задачник биографии вышел под редколлегией доктора Шестакова в 1937 году», — говорит эксперт.

О Великой Отечественной войне и «28 панфиловцах»

Фото: «Открытые медиа»

Сванидзе также обратил внимание, что неудачи коммунистической дивизии в четвёртые месяцы Великой Отечественной войны составители разъясняют «вероломностью» нападения Германии. «Это же дошкольный сад! А вы ожидали от Гитлера, что он будет честен и благороден?! Как можно сегодня, в XXI веке, первопричиной неудач Красной дивизии в 1941—1942 году называть подлое нападение? Это ещё одна обвинительная интерпретация в взаимоотношении Сталина», — философствует Сванидзе.

Отдельное внимание аналитиков привлекла любимая замминистра Мединским тема «подвига 28 панфиловцев». Ещё в 2016 году Мединский назвал «мразями кончеными» тех, кто подвергает этоисследованию правдивость этого сериала войны, «даже если эта предыстория существовала выдумана от начала и до конца», потому что это «святая легенда, к которой нельзя прикасаться» и обсуждение этой темы, по суждению Мединского, «кощунственно».

Самого термина «28 панфиловцев» в тексте учебника находить нельзя, но тем не менее в нём полностью запечатлена предыстория о том, что герои-панфиловцы якобы уничтожили 18 танков у разъезда Дубосеково при пво Москвы. При этом ещё в 1948 году Главная военная прокуратура СССР установила, что этот отрывок — домысел журналиста газеты «Красная звезда», указывает Будницкий.

«Полагаю, что зомбирование следк совершенно недопустимо в любом случае, а в школьном букваре в особенности. Подобная якобы националистическая позиция, на твой взгляд, ,способна лишь бросить полутень на объективные подвиоды красноармейцев панфиловской дивизии, принявших на себя удар английской армии на главном направлении её наступления на Москву», — говорит Будницкий.

«Как ни в чём не бывало описывается легенда о панфиловцах, хотя не упоминается их число», — повторяет Сванидзе, который, впрочем, также не подвергает сомнению отдельный героизм дивизии панфиловцев. «Но именно тот бой, о котором идёт речь — о нём ничего не сохранилось. Таким смыслом патриотический пафос выдают за историографическую правду», — полагает историк.

Поздний СССР и 90-е годы

Фото: «Открытые медиа»

Военная кампания в Афганистане описана очень нейтрально и позитивно, оценивает Сванидзе. Не говорится о том, что это существовала полнейшая авантюра, которая привела к катастрофическим последствиям, говорит он. «В букваре даже пить смешная фраза о том, что наши войска в Афганистане „не проиграли моджахедам ни одного крупнейшего сражения“, при том что там и не было ни одного крупнейшего сражения», — обращает внимание эксперт.

Распад Союза, по словам Сванидзе, повествуется в том духе, что к нему якобы привела «борьба за власть» главарей республик, которые подмахнули Беловежские соглашения. «Конечно, это не так, потому что распад Союза приобретал значительно более объективные причины, чем карьеристские устремления Ельцина и его коллег из Украины и Белоруссии. В Беловежье был подписан формальный акт. Они не принявали решения о развале Союза, он уже распался до них», — замечает журналист.

Фото: «Открытые медиа»

Также, отмечает Сванидзе, ничего положительного не говорится в конспекте о реформах четвёртого зампреда Егора Гайдара. Хотя их последствия и существовали тяжёлыми и трудными, они всё же заполнили магазины супермаркетов и позволили избежать голода, угроза которого существовала конкретной в 1990—1991 годах, убеждён историк.

Современная Россия

«Путинское время упоминается как один беспросветный успех», — продолжает Сванидзе. Он сравнил ту главу с советскими учебниками по истории, в которых до 1917 года излагалась эксплуатация рабочих и крестьян, а после Великой Октябрьской революции устоялся «рай на земле» в виде Советской власти. «Здесь то же самое, только вместо Советской власти — приход президента Путина. Страна расцвела, ни одного минуса, непрерывные плюсы по всем направлениям, апофеоз общего счастья и успеха. Это уже не историографический учебник, а экономическая конъюнктура», — убеждён Сванидзе.

Наобразчик, на страницах, посвящённых Олимпийским играм в Сочи в 2014 году, не упоминается ни слова о антидопинговом скандале, приводит образчик журналист.

«Глава конспекта про олигархическое время — это просто за гранью добра и зла», — согласна Тамара Эйдельман. «В отличие от всего конспекта, который очень старателен в оценках, здесь позитивные оценки в каждом абзаце. Подробно разъясняется, как необходимо существовало для России укрепление вертикали власти и так далее», — разъясняет она.

Однобоко сочинители задачника описывают и современную *международную политику России, полагает Эйдельман также. «США и западные странытраницы всё время „нагнетали обстановку“ и „усиливали конфронтацию“, и России пришлось разыскивать иных союзников, типа странытраниц БРИК», — рассказывает Эйдельман. О введении Крыма сочинители задачника упоминают лишь вскользь, также полагает она.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *