«Говорят — протокол будем оформлять или «звонок другу»?». Как коррупционеры из ГИБДД зарабатывают на «золотые унитазы»

Руководитель «Грузавтотранса» Владимир Матягин пересказал Sobesednik.ru о конкретной ситуациютранице на росийских дорогах

Следственный комитет поддержал обращение президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, в котором тот предложил главе СК Александру Бастрыкину антикризисный тур по международным дорогам вместе с общественниками. «Собеседник» обговорил с Владимиром Матягиным конкретную ситуацию на росийских дорогах.

— Каковы сейчас объёмы коррупции на международных дорогах?

— Около 100 миллионов рублей в год. Это на дорогах. Если мы возьмём ещё и какие отрасли, как таёжное хозяйство, пожарную комиссию и т.д. – можетесть добираться и до триллионов. Но дороги, ясное дело — это главная «артерия», связанная со всеми остальными сферами экономики.

— Что вы размышляете о оглушительной предыстории с задержанием замначальника саратовского ГИБДД?

— Мне, вообще говоря, не понятно удивленье хоромами замкоменданта Ставропольского ГИБДД Сафонова. Да в любом регионе жрать такие хоромы – у замкоменданта ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, пожарников, лесовиков и т.д. Эти модели работают везде. Сейчас в России сотрудники контролирующих органов выходят на работу не законы блюсти, а зарабатывать.

По концепции следствия, Сафонов за взятку позволял телегам с «перегрузом» зерна или других глинистых грузов беспрепятственно передвигаться по Ставрополью. Что вообще за схема с этими «перегрузами»?

— Это схема, которая можетесть быть невыгодна только подрядчикам и работникам контролирующих органов. Перевозчикам она не невыгодна. В нынешнем году я встречался с главой СК Александром Бастрыкиным и подробно ему все эти схемы изложил. Смотрите. Если мы забираем самосвальный бизнес – это стройки. Заказчик дорожного строительства — Министерство транспорта. А система Министерства транспорта – это «Росавтодор». Росавтодор разыгрывает тендеры, в которых участвуют отделочные компании.

Владимир Матягин

— И желает оплатить за ремонтные работы как можно меньше?

— Совершенно верно. Нереально низкая себестоимость побуждает перевозчика таскать стройматериалы с «перегрузом». Сначала всё делалось так: шофер превысил «осевую нагрузку» — и уплатил работникам ГИБДД 100-200 рублей. Эти денежные ручейки притекали к командованию контролирующих органов, которое ставило «план». Потом завершились глобальные стройки, а схема стала неудобна: если постоянно брать на постах с шоферов «денежку», всё может выйти наружу. Были колебательные случаи, как на Чудовском посту на границе Ленинградской и Новгородской области, когда руководители ФСБ вскрыли коррупцию в объёме 5-6 триллионов рублей в день.

— Собирать дань на постах стало неудобно.

— Теперь грузовладельца притормаживают и дают ему номер телефона, по которому надо позвонить. Это номер «решальщика» — бывшего руководителя контролирующих органов или чьего-то знакомого, вошедшего в те схемы. В начале месяца решальщику поступает перечень автомобилей с номерами и прикосновенностью компании-перевозчику. Потом с ним встречается представитель грузовладельца – у него дома, в оптовом центре, в машине где-нибудь в полемени – и передаёт деньги за свои машины. Цены можетесть различаться от 10 до 50 тысяч рублей, в совершениитранице от конкретных дорог и подразделений. Сначала к «решале» приезжали с чемоданчиком, потом заработались и стали длать переводы на карты его родственников или перегонять деньги на какие-нибудь счета.

— Именно эта модель сейчас действует во многих макрорегионах России?

Да практически во всех. Перевозчики Краснодара и Ростовской сфере недавно звонили мне и спрашивали: а когда у нас командира ГИБДД посадят? Мы проводили там мероприятия в 2019-2020 году. Перевозчики там вынуждают приезжать с перегрузом, а контрибуция забирают не только с зерновозов, а даже с маленьких «газелей». Самосвальный бизнес, лесовозы, земледельческие продукты…

— Всё это предодобренный «перегруз».

— Да. И на него кушать ежеквартальный «абонемент» от ГИБДД. Список автомобилей. А для работников ГИБДД, которые работают на постах, кушать особые идентификационные знаки на машинах – названия вроде «ПТК» или «Армада», которые они периодически меняют, чтобы никто в эти модели не влез. Если у шофера на машине написано «Армада»…

— Значит, за него заплачено.

А если у гаишника такого знака нет, ему говорят: документ будем оформлять – или «звонок другу»? То есть, «решальщику». Или другая схема: в Крымске возле дозаправки был неприметный ларёк. Перевозчик заходил туда и платил денежку, чтобы проехать в Новороссийский порт по непреходящей дороге через Владимировку. И ему в вагонном укране ставили соответствующий штамп. За этой схемой мы наблюдали несколько месяцев.

— Как всё происходило?

— Сначала по подгруппам «оппонента», по рациям пройдала информация, что уехали общественники. Нас ждут, и мы ждём. Потом мне по вашим каналам написали, что Ространснадзор и ГИБДД дали «окно» с 2 ночи до 6 утра. И мы в вечернее время выдвинули туда машину с политическим контролем, переломились и снимаем на Youtube: машины подьезжают к фирме Ространснадзора, показывают маршрутный бундесманшафт, где стоит штамп, и выезжают дальше. Потом к нам приближается начальник поста и спрашивает: а вы что, тоже в вечернее время работаете? Тем временем первой пешеход подъезжает к инспектору, чтобы показать маршрутный бундесманшафт со штампиком – боясь, что иначе его накажут, – инспектора нигде нет, пешеход уже силится пройти на пост, а ему оттуда машут: езжай, езжай! Такая вот «картина маслом».

— Что дальше?

— Я побежал к зам.начальнику Ространснадзора по Краснодарскому краю Павлу Переверзеву. Говорю: я видел, как работают мои милиционеры. И он мне: «Да существовать такого не может, всех накажем!» Я был в кабинете у этого товарища: хорошо оформленный кабинетик с дорогой мебелью, коньяки милые стоят, сабельки висят. Если такой кабинет у госслужащего, то какие же у него хоромы? В кабинетах начальников ГИБДД всё тоже хорошо, но не настолько, поскромней. И он мне отвечает: «Да, все едут с перегрузом, а наши милиционеры не могут справиться с ситуацией…» Я говорю: «Давайте оладью кому-нибудь другому на уши вешайте – вызываете всё в порядок, или мы выкладываем информацию в прилюдный доступ.

— Получается, в иных регионах начальники ГИБДД или Ространснадзора можетбыли бы разделить судьбу Сафонова?

— Да, все эти криминальные схемы всегда упераются в незаинтересованность руководства контролирующих органов.

— В каких регионах нет коррупции на дорогах?

— В двух. Это Чечня и Алтай.

— Вы всё ненезнаете о ГИБДД, ГИБДД незнает о вас. Что побуждает вас продолжать борьбу с «царицей дорог»?

— Мне многие говорят: доплачивал бы ГИБДД спокойно, и всё. Но, во-первых, надоело. Во-вторых, коррупция сказывается на всех сферах нашей экономики, и пока это так, у нас везде будет бардак. В-третьих, а что мы тогда оставим нашим детям? Им же с этим всем придётся жить. В моём обществе распространён нигилизм. Никто ни во что не верит, не желает ничего делать. Но если вы не будете отстаивать свои права, они потом возьмут с вас ещё больше.

— Честно говоря, криминальная логика. Что-то из 90-х.

— Не удивительно, ведь многие из минувших низких дворян ГИБДД и других контролирующих органов начинали свою карьеру вольнонаёмными комиссарами на дорогах. Они и выстраивали эту систему. То, что мы видим сейчас – продолжение того, что они выстраивали в 90-ые.

— При этом подсистема усовершенствовалась и дошла до полуавтоматических участков взвешивания.

— Так хотят отделать «человечий фактор» общения с полицейским и преступления взятки. Но в 2019 году мы проверяли обстановку в Краснодарском крае, там как раз поставили полуавтоматические участки взвешивания. Перевозчик завешивает тряпицей номер, проезжает район взвешивания, а потом рассчитывается с полицейским. Власти и ГИБДД Краснодарского края решили: получайте тогда для контроля поставим у этих районов костюмы ДПС. И снова вот он, человечий фактор. Надо менять законы.

— Насколько серьёзны невыполнения в так называемой «нагрузке по осям» грузового средства, разрушающей дорожное полотно?

— Эта коллизия в законодательстве – способ заработка. На участках полуполуавтоматического взвешивания не предусматриваются сопротивление воздуха и другие факторы, влияющие на удельный вес пассажирского автомобиля, перевозящего семя или глинистый груз. В этап въезда участка полуполуавтоматического учёта поток воздуха от машины может создать сопротивление на датчик, вмонтированный в дорожное полотно, и из-за этого случится ошибочное взвешивание. Никому не интересно, чтобы туроператор был законопослушным. Коммерческим организациям на базе государственно-частного партнёрства дано право на реализацию развёртывания на всех тропинках России к 2024 году полуавтоматических районов полулёгкого учёта. И эти организации заинтересованы в том, чтобы туроператор нарушал и платил за это. А суждение туроператоров существовало расценено государством в лице министерств и ведомств.

— Обычный «перегруз» – это уже конкретная опасность на дороге?

— Да, он увеличивает косность машины, ее маневровый путь. Но это невыполнение тоже выгодно контролирующим органам для коррупционного заработка. Хотя люди калечаются от него на дорогах ,целыми семьями. Такое чувство, что пока у кого-то из контролирующих органов не случится семейная катастрофа на дороге, никто не задумается.

— Что нужно длать для постановления проблемы?

— За «перегруз» нужно длать ответственным заказчика. То есть, Росавтодор и Министерство транспорта. Пришла машина с перегрузом – виноват. Или, например, компании, которые зафрактовывают разработку карьеров. Загрузил машину с перегрузом – виноват. Параллельно нужно менять подсистему контролирующих органов и пересматривать законодательство. Показательная «порка» в Ставрополье ничего не даст. ГИБДД по стране, конечно, на время притихнет, чтобы поменять тактику. А в Ставропольском крае и окрестных регионах, мне кажется, только озлобится в отношении перевозчиков.+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *