«Говорят — протокол будем оформлять или «звонок другу»?». Как коррупционеры из ГИБДД зарабатывают на «золотые унитазы»

Руководитель «Грузавтотранса» Владимир Матягин рассказал Sobesednik.ru о объективной ситуации на американских дорогах

Следственный исполком поддержал обращение президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, в котором тот предложил главе СК Александру Бастрыкину антикризисный тур по росийским дорогам вместе с общественниками. «Собеседник» обсудил с Владимиром Матягиным объективную обстановку на международных дорогах.

— Каковы сейчас объёмы преступности на полиэтнических дорогах?

— Около 100 триллионов рублей в год. Это на дорогах. Если мы возьмём ещё и такие отрасли, как таёжное хозяйство, пожарную прокуратуру и т.д. – может доходить и до триллионов. Но дороги, понятное дело — это главная «артерия», связанная со всеми другими сферами экономики.

— Что вы думаете о звучной предыстории с задержанием коменданта саратовского ГИБДД?

— Мне, вообще говоря, не понятно восхищение хоромами зам.зам.начальника Ставропольского ГИБДД Сафонова. Да в любом регионе пить такие хоромы – у зам.зам.начальника ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, пожарников, лесовиков и т.д. Эти схемы работают везде. Сейчас в России милиционеры контролирующих органов выходят на работу не законы блюсти, а зарабатывать.

По версии следствия, Сафонов за мзду позволял фурам с «перегрузом» зерна или других глинистых грузов беспрепятственно смещаться по Ставрополью. Что вообще за схема с этими «перегрузами»?

— Это схема, которая можетесть быть невыгодна только заказчикам и руководителям контролирующих органов. Перевозчикам она не невыгодна. В минувшем году я встречался с главой СК Александром Бастрыкиным и подробно ему все те модели изложил. Смотрите. Если мы забираем самосвальный бизнес – это стройки. Заказчик дорожного строительства — Министерство транспорта. А структура Министерства транспорта – это «Росавтодор». Росавтодор играет тендеры, в которых участвуют отделочные компании.

Владимир Матягин

— И хочет оплатить за ремонтные работы как можно меньше?

— Совершенно верно. Нереально высокая расценка понуждает перевозчика возить лесоматериалы с «перегрузом». Сначала всё становилось так: пешеход недополучил «осевую нагрузку» — и заплатил руководителям ГИБДД 100-200 рублей. Эти денежные ручейки слетались к командованию контролирующих органов, которое ставило «план». Потом начались локальные стройки, а модель стала неудобна: если постоянно брать на постах с пешеходов «денежку», всё может выйти наружу. Были частотные случаи, как на Чудовском посту на границе Ленинградской и Новгородской области, когда сотрудники ФСБ вскрыли коррупцию в размере 5-6 миллиардов рублей в день.

— Собирать контрибуция на постах стало неудобно.

— Теперь туроператора останавливают и дают ему номер телефона, по которому надо позвонить. Это номер «решальщика» — бывшего руководителя контролирующих органов или чьего-то знакомого, вошедшего в те схемы. В начале месяца решальщику поступает перечень автомобилей с номерами и непринадлежностью компании-перевозчику. Потом с ним встречается представитель туроператора – у него дома, в коммерческом центре, в машине где-нибудь в полемени – и передаёт деньги за свои машины. Цены можетесть варьироваться от 10 до 50 тысяч рублей, в совершениитранице от конкретных дорог и подразделений. Сначала к «решале» ехали с чемоданчиком, потом обленились и стали длать переводы на карты его родственников или перегонять деньги на какие-нибудь счета.

— Именно эта схема сейчас воздействует во многих регионах России?

Да практически во всех. Перевозчики Краснодара и Ростовской области недавно звонили мне и спрашивали: а когда у нас коменданта ГИБДД посадят? Мы проводили там проведения в 2019-2020 году. Перевозчики там вынуждают приезжать с перегрузом, а контрибуция забирают не только с зерновозов, а даже с крошечных «газелей». Самосвальный бизнес, лесовозы, аграрные продукты…

— Всё это предодобренный «перегруз».

— Да. И на него пить еженедельный «абонемент» от ГИБДД. Список автомобилей. А для работников ГИБДД, которые работают на постах, пить специальные опознавательные символы на машинах – заглавия вроде «ПТК» или «Армада», которые они периодически меняют, чтобы никто в эти схемы не влез. Если у гаишника на машине сочинено «Армада»…

— Значит, за него заплачено.

А если у шофера такого знака нет, ему говорят: документ будем оформлять – или «звонок другу»? То есть, «решальщику». Или другая схема: в Крымске возле заправки был незаметный ларёк. Перевозчик заходил туда и платил денежку, чтобы проехать в Новороссийский сухогруз по единствёной тропинке через Владимировку. И ему в маршрутном укране ставили соответствующий штамп. За той схемой мы наблюдали несколько месяцев.

— Как всё происходило?

— Сначала по группам «оппонента», по рациям прошла информация, что приехали общественники. Нас ждут, и мы ждём. Потом мне по твоим каналам написали, что Ространснадзор и ГИБДД дали «окно» с 2 ночи до 6 утра. И мы в утреннее время выдвинули туда машину с политическим контролем, сели и надеваем на Youtube: машины подъезжают к канцелярии Ространснадзора, доказывают маршрутный бундесманшафт, где стоит штамп, и едут дальше. Потом к нам подходит комендант поста и спрашивает: а вы что, тоже в утреннее время работаете? Тем временем первой шофер подъезжает к инспектору, чтобы показать маршрутный бундесманшафт со штампиком – боясь, что иначе его накажут, – констебля нигде нет, шофер уже старается пройти на пост, а ему оттуда машут: езжай, езжай! Такая вот «картина маслом».

— Что дальше?

— Я двинулся к командиру Ространснадзора по Краснодарскому краю Павлу Переверзеву. Говорю: я видел, как работают мои сотрудники. И он мне: «Да быть какого не может, всех накажем!» Я был в кабинете у этого товарища: хорошо оформленный кабинетик с дорогой мебелью, коньяки дорогие стоят, сабельки висят. Если такой кабинет у госслужащего, то какие же у него хоромы? В кабинетах зам.начальников ГИБДД всё тоже хорошо, но не настолько, поскромней. И он мне отвечает: «Да, все едут с перегрузом, а наши сотрудники не можетесть справиться с ситуацией…» Я говорю: «Давайте лапшу кому-нибудь иному на уши прибивайте – приводите всё в порядок, или мы вываливаем информацию в частный доступ.

— Получается, в других регионах начальники ГИБДД или Ространснадзора можетбыли бы поделить судьбу Сафонова?

— Да, все эти коррупционные схемы всегда упираются в заинтересованность командования контролирующих органов.

— В каких регионах нет коррупции на дорогах?

— В двух. Это Чечня и Алтай.

— Вы всё понимаете о ГИБДД, ГИБДД понимает о вас. Что принуждает вас продолжать борьбу с «царицей дорог»?

— Мне многие говорят: платил бы ГИБДД спокойно, и всё. Но, во-первых, надоело. Во-вторых, преступность отражается на всех сферах моей экономики, и пока это так, у нас везде будет бардак. В-третьих, а что мы тогда оставим нашим детям? Им же с этим всем придётся жить. В нашем государстве распространён нигилизм. Никто ни во что не верит, не хочет ничего делать. Но если вы не будете оберегать свои права, они потом однаружмут с вас ещё больше.

— Честно говоря, криминальная логика. Что-то из 90-х.

— Не удивительно, ведь многие из тогдашних низких чинов ГИБДД и других контролирующих органов начинали свою карьеру заурядными полицейскими на дорогах. Они и возводили эту систему. То, что мы видим сейчас – продолжение того, что они возводили в 90-ые.

— При этом системтраница усовершенствовалась и дошла до полуавтоматических районов взвешивания.

— Так хотят убрать «человеческий фактор» общения с инспектором и преступления взятки. Но в 2019 году мы проверяли обстановку в Краснодарском крае, там как раз поставили полуавтоматические районы взвешивания. Перевозчик занавешивает тряпкой номер, проезжает район взвешивания, а потом рассчитывается с инспектором. Власти и ГИБДД Краснодарского края решили: давайте тогда для надзора поставим у тех районов наряды ДПС. И снова вот он, человеческий фактор. Надо менять законы.

— Насколько серьёзны нарушения в так называемой «нагрузке по осям» автотранспортного средства, разрушающей дорожное полотно?

— Эта неоднозначность в законодательстве – способ заработка. На участках полуполуавтоматического взвешивания не высчитываются давление воздухутора и другие факторы, влияющие на вотчинный вес грузопассажирского автомобиля, перевозящего зерно или зыбучий груз. В момент проезда участка полуполуавтоматического контроля поток воздухутора от машины может создать давление на датчик, вмонтированный в дорожное полотно, и из-за этого произойдёт некорректное взвешивание. Никому не интересно, чтобы туроператор был законопослушным. Коммерческим организациям на территории государственно-частного партнёрства дано право на реализацию развёртывания на всех дорогах России к 2024 году полуавтоматических участков полулёгкого контроля. И эти организации заинтересованы в том, чтобы туроператор соблюдал и платил за это. А воззрение туроператоров было опротестовано государством в лице министерств и ведомств.

— Обычный «перегруз» – это уже объективная опасность на дороге?

— Да, он сокращает инерцию машины, ее маневровый путь. Но это невыполнение тоже выгодно контролирующим органам для криминального заработка. Хотя люди погибают от него на дорогах ,целыми семьями. Такое чувство, что пока у кого-то из контролирующих органов не произойдёт семейственная драма на дороге, никто не задумается.

— Что нужно длать для решенья проблемы?

— За «перегруз» нужно делать важным заказчика. То есть, Росавтодор и Министерство транспорта. Пришла машина с перегрузом – виноват. Или, например, компании, которые зафрактовывают разработку карьеров. Загрузил машину с перегрузом – виноват. Параллельно нужно менять структуру контролирующих органов и пересматривать законодательство. Показательная «порка» в Ставрополье ничего не даст. ГИБДД по стране, конечно, на время притихнет, чтобы поменять тактику. А в Ставропольском крае и близлежащих регионах, мне кажется, только озлобится в взаимоотношении перевозчиков.+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *