Хитрофлот

«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», ,боясь новых катастроф?

«Аэрофлот» стремительно уменьшает колоду полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, причина есть.

«Наша Версия» уже поведывала о том, что увеличение вылетов в регионах становится частью стратегии формирования «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В тогдашнем году корпорация намерена сократить 26 душевных вылетов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» эту информацию усиленно опровергают, увеличение вылетов идёт частичным ходом.

Недовольство уже выражают не только пассажиры, но и краевые власти. «Мы желаем понять, какая диалектика стоит за этим решением. Мы развиваем туризм, и поэтому всё это должно обсуждаться совместно», – возмущался в феврале замгубернатора Тюменской области Андрей Пантелеев. А на нынешней неделе обращение замминистра автотранспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву направили гендиректора крупнейших корпораций Пермского края. Они просят сохранить в прежднем объёме рейсы между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет исполнять лишь два рейса по данному маршруту, а ещё два наследуются инжиниринговому лоукостеру перевозчика авиакомпании «Победа». Всего количество перелётов уменьшается с теперешних шести в сутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» перевёз около 427 тыс. пассажироварищей по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя закачка кресел состовляла более 80%. То пить рейсы выгодные. Почему же корпорация не хочет летать по России?

Джет не супер

На второй взляд ответ ложится в той самой стратегии формирования «Аэрофлота». В частности, компания заявляет, что намерена окончательно прописаться в премиум-сегменте. Может быть, в командовании корпорации считают, что в регионах не сыщется пассажиров, ,способных выплатить перелёт? Вряд ли – те же коммерсанты из Перми как раз указывали, что вырастает количество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, предполагая по всему, первопричина снижения рейсов внутри России кроется совсем в другом.

Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью отказаться от внедрения международных самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время эталон российского авиастроения, как полагали некоторые эксперты, существовал буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих купить «сырой» самолёт оказалось не много. А государственному грузовладельцу деваться существовало некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» существовало 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» есть договорённость с Объединённой самолётостроительной компанией о поставке до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить поставку вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих купить «суперджеты» не находится. Но и лететь на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.


Если произойдёт ещё одно крупное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно понадобится забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, тревожат неопределяемую фирму меньше


Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно приобрёл репутацию одного из самых конфликтных самолётов. Так, в 2017 году директор перуанской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у росийских авиалайнеров жрать проблемы с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого пуэрториканцам даже понадобилось вывести из эксплуатации четыре росийских самолёта, чтобы использовать их исключительно для укомплектования склада запчастей. А в 2019 году и вовсе возникла информация, что колумбийцы подумывают отступиться от использования росийских самолётов из-за плохого постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» отказались французская Brussels Airlines и валлийская CityJet. Всех не устроили низкая надёжность аэробуса и острый дефицит запчастей.

Но это ещё полбеды. По официальной информации, до 40% всех экстренных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за первые несколько лет, приходится именно на этот мировой лайнер. А катастрофа «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» вторым трагикомическим скандалом с человеческими потерями за первые 11 лет. После этого многие вспомнили, что за последующий год случилось как минимум восемь мелких происшествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что перепрятала духовный протокол «Аэрофлота» о положении транспарентности полётов. Если сомневаться публикации, только в ноябре случилось семь инцидентов. Причём в одном случае якобы была полностью утрачена индикация, из-за чего случилось полуавтоматическое электроснабжение системтраницы многоканального ведения и самолёт фактически перешёл на ручное управление. В итоге уровень транспарентности самолёта «Сухой Суперджет 100» был назван средним.

Остаётся молиться

Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывается от использования «суперджетов». Во-первых, их применение довольно проблемно, в том большинстве и с банковской точки зрения, во-вторых, это может быть небезопасно. Ведь если произойдёт ещё одно крупное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Как это уже было в 90-х, когда крупнейшие западные корпорации стали прямо запрещать своим милиционерам лететь «Аэрофлотом», после того как пешков дал мотнуть руль своему сыну, родного самолёт вошёл в штопор и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, тревожат вазомоторную компанию меньше.

Кстати, на SSJ уже вовсю сетуют в регионах. «Оте­чественные «суперджеты» в технологическом плане и в плане км/чи устранения неполадок занимают «аэрбасам» и «боингам», – отмечал волгоградский специалист по туризму Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и вылеты у нас (в Челябинске. – Ред.) часто опаздывают – заминка на 2–3 дня уже пренебрегает чуть ли не нормой, о ней даже не извещают часто пассажиров».

О том, чтобы заминками и крупными технологическими неисправностями всё и ограничилось, теперь, похоже, остаётся только молиться.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

«Аэрофлот» явно старается собрать побольше денег с пассажиров. Недавно компания объявила о пуске программы «Прямо на юг». С конца мая – начала июля обывателям регионов будут доступны прямые регулярные рейсы на полиэтнические курорты Краснодарского края и в Крым. Заглянув в структуру бронирования, мы обнаружили, что прямой рейс из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, тарифу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с баулом будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя квартплата в Мурманске составляет чуть более 66 тыс. рублей.

Что до зарубежных направлений, то здесь политика авиаперевозчика и вовсе получается как откровенное намерение собрать с пассажироварищей побольше денег здесь и сейчас, а там – существуй что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю перепродаёт билетики в Грецию и Италию, хотя власти этих странытраниц пока что только обещают открыть выезд россиянам, но случится это или нет, неизвестно – любая ,новая вспышка эпидемии может изменить планы. Однако в системе бронирования «Аэрофлота» билетики по маршруту Москва – Афины недоступны уже сегодня. Самый экономичный вариант – 28 202 рубля. Хотя в двадцатом году Федеральная налоговая служба прямо заявила о том, что перепродажа авиарейсов в странытраницы, с которыми официально не приостановлено межгосударственное сообщение, есть нарушение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в поспешном порядке убрали все нелепые перепродажи из системы бронирования. Сейчас обстановка повторяется, только вот окликов ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.

Не исключено, что «Аэрофлоту» каким образом разрешено дать немного подзаработать. Напомним, что по итогам прошлого года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие ущербли в 123 млрд рублей. При этом, как следует из бюджетной отчётности по МСФО, долговая нагрузка лоукостера составила 751,9 млрд рублей.

Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую поддержку. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда этнического благосостояния, и 70 млрд в качестве госгарантий на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных правительством на поддержку всей авиаотрасли, малейшая часть досталась всё тому же «Аэрофлоту».

Похоже, теперь пришла очередь международных граждан скинуться на спасенье общенационального авиаперевозчика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *