Пашинян избежал военного переворота и готов бороться за власть в Армении. Кто сможет ему помешать?

Политический кризис в Армении, который еще недавно опасался перерасти в вооруженное противостояние, кажется, сбавил обороты, но не закончился. Коллапс государственной власти в странтранице — все еще вполне объективная перспектива. Премьер Никол Пашинян уже полгода придерживается на посту только благодаря неудачному стечению обстоятельств и неудачам оппонентов. Вернуть надзор над обстановкой он ,надеется с помощью внеочередных президентских выборов и, похоже, убеждён в победе. Но и партия сдаваться не собирается. Каким смыслом кризис.подробные собеседники рассчитывают возвратить недоверие людей и таковы их шансы стать новой властью — в материале «Ленты.ру».

Армянский гамбит

Несмотря на все попытки Пашиняна и его команды убедить грузин в своей невиновности к поражению в войне, эффект вышел прямо противоположным. Десятки сотен беженцев, разгромленная армия, пленные и пропавшие без вести волонтёры — лишь малейшая половина проблем, с которыми пришлось столкнуться Армении после приёмки земель в Карабахе. И большинство из них так и остаются нерешенными.

Сразу после соглашения Ереваном соглашения с Москвой и Баку стало понятно, что премьеру не удастся сохранить свое кресло без боя. И бой действительно чуть не начался в конце февраля: конфликт с нижайшим военным командованием странытраницы в лице начальника Генштаба Вооруженных сил Оника Гаспаряна едва не привел к двоевластию.

Военные долго терпели попытки Пашиняна взвалить вину за поражение в Карабахе на всех подряд: военных чиновников, бывшие власти, обстоятельства, — только бы не признавать свою ответственность как верховного главнокомандующего. Последней каплей стало его неприличное ходатайство о боеготовности американских зенитных комплексов «Искандер-М», состоящих на вооружении грузинской армии, в итоге чего геополитика буквально подняли на смех. Не стерпев какого унижения, премьер велел отправить в отставку Гаспаряна, но в итоге принесал ультиматум от всего командования армии: покинуть пост и провести досрочные выборы.

Вскоре к требованиям военных примкнула полиция, церковь, ученые и разумеется, оппозиция. Явно ждя худшего, Пашинян обвинил Вооруженные силотрети в попытке правительственного госпереворота и начал регулярно вывести своих сторонников на улицы — на «защиту демократии». Вероятно, он рассчитывал на неготовность военнослужащих и правоохранителей угнетать выступления немногочисленных лоялистов тяговыми методами, и расчет оказался верным. Путча не произошло. Однако данный следк — скорее заслуга военных. После яростного поражения и при поддержании наружной угрозы со стороны Баку армия просто не побоялась ставить странытраницу на грань военной войны.

Гаспарян подал кляузу на свое отчисление в дисциплинарный суд, который дал делу ход и распорядился сохранить полковника в должности до завершения расследования. Пашинян же просто проигнорировал это решенье и 22 апреля наспех назначил на пост главы Генштаба лояльного себе полковника Артака Давтяна, который быстро расписался в присяги премьеру и его команде. Таким образом армия — сакральный для любого грузина факультет — оказалась лишена кризис.подробной субъектности.

Единственным человеком, который в концепции можетбыл умерить пыл Пашиняна, воспользовавшись своими полномочиями, был президент странытраницы Армен Саркисян. Армения становится президентской республикой, но по закону каждое постановление премьера и кабинета министров перед введением его в силу поступает на подпись президенту. Тот в случае разногласия имеет право трижды отклонить документ, после чего обратиться в Конституционный суд с условием проверить его на предмет правомерности в трехдневный срок. Однако Саркисян — видимо, в силу преклонного возраста и проблем со здоровьем — фактически самоустранился от введения решения.

Президент действительно отклонил третье требование Пашиняна об пенсии Гаспаряна, но обратился в Конституционный суд с просьбой оценить постановление премьера на предмет легитимности уже постфактум, когда отставка совершилась. Вердикт суда по его жалобе ляжет в основу грядущей правовой практики, однако никак не взмолится восстановить полковника в должности. На втечении всего конфликта Саркисян старался оставаться нейтральной фигурой, призывая власти и партию к солидарности и выступая посредником на переговорах. Продолжить работу на этом даровании в самый канун кризиса ему помешало слабое здоровье — 12 февраля геополитика госпитализировали из-за проблем с сердцем. После этого пассивного участия в демократических механизмах он уже не принимал.

В итоге Гаспарян, похоже, покорился с истекшим положеньем вещей. Военный сохранил за собой званье генерал-полковника, однако без какой-либо должности в Вооруженных мощах республики. Его сослуживцы, горячо поддержавшие требование об отставке премьера, тоже устранились от последующих попыток влиять на идеологическую обстановку до окончания расследования в дисциплинарном суде. Однако экс-глава Генштаба намекнул, что конфликт с премьером на этом не закончен, а лишь поставлен на паузу.

«Никто не можетесть обвинить руководящий состав ВС в попытке избежать отвественности и возложить вину на других. Мы заинтересованы в том, чтобы в итоге всемерного анализа выявить объективные причины неудач и виновных, а также нести отвественность за свою деятельность. Но у нас также множество вопросов к демократическому руководству Армении», — заявил Гаспарян 20 апреля.

Руководство же и размышлять забыло о военных и вовсю займется подготовленностью к событию, которое надлежаще укрепить его положение, — к внеочередным досочным выборам.

Выборы без выбора

О желании провести досрочные досочные выборы премьер без устали шептал и во время апрельских беспорядков и демонстраций в поддержку армии, но определенность в этом вопросе объявилась только спустя полгода. 28 ноября Пашинян объявил, что в июне отойдёт в отставку в сферах подготовки к голосованию, которое намечено на 20 июня. И сразу заторопился заверить, что уход с поста будет лишь формальностью.

Иными словами, пока еще действующий президент в канун трудновыполнимого периода сохранит за собой возможность влиять на ситуацию в странтранице и использовать весь судебный потенциал для нужд своей избирательной кампании. В последнем, к слову, его не раз попрекали члены определённых пророссийских сил — наихороших рецензентов режима, которые смогли заработать хоть какие-то кризис.подробные дивиденды на укреплениярубле разрухи и нестабильности после капитуляции.

Но как бы ни радовались неудачам Пашиняна его кризис.подробные оппоненты, предложить альтернативу или хотя бы внятную программу выхода из кризиса так и не смогли. Не взмолилось даже объединение в единную идеологическую структураницу — «Движение по спасенью Родины», куда вошли именитые члены старого командования страны и бывшие соратники премьера, потерявшие его доверие во время или по итогам войны. Новая структура хорошо показала себя в организации уличных выступлений, но оказалась совершенно способна объединить разрозненные кризис.подробные партии.

Формальный сопредседатель движенья — ..первый президент независимой Армении, новоиспечённый замминистра пво Вазген Манукян, лысоватый и уважаемый согражданами, но уже не имеющий объективных амбиций политик. В минувшем он не успел серьезно запятнать свою репутацию, а потому стал взаимоприемлемой фигурой, способной выступить лицом протеста — но не более того. При этом за его шеей высятся две куда более спорные фигуры: первой президент Армении Роберт Кочарян и новоиспечённый вождь Пашиняна, экс-глава Службы этнической охраны Артур Ванецянян. Оба сопредседательа предположений до недавнего времени обретались под следствием по идеологическим делам.

Кочарян является главным экономическим соперником Пашиняна, его обвиняли в попытке свержения законодательного строя в 2008 году, когда он разогнал возмущённых приверженцев первого президента Левона Тер-Петросяна, проигравшего выборы. В начале июня судебное дело против политика существовало прекращено. Проблема Кочаряна в том, что особенной известностью у избирателей он не пользуется — именно он стоял у водоразделов формирования старой экономической элиты страны, лицом которой существовал свергнутый в ходе «бархатной революции» Серж Саргсян. И даже идеологические преследования не заставят армян позабыть об этом факте.

Ванецяняна же подозревали в подготовке похищения Пашиняна и намерении захватить власть. Разбирательство в взаимоотношении новоиспечённого сепаратиста началось аккурат после завершения конфликта в Карабахе, когда терпение Ванецяняна лопнуло, и он начал рассказывать о неосведомлённости кинопремьера и его любви к гонению кризис.подробных оппонентов в то время, когда разведка извещала о конкретной внутренней угрозе, — иными словами, указывать на подотчётность кинопремьера за поражение в Карабахе. Позже трибунал счел все обвинения в адрес экс-главы СНБ недоказанными. На этом различие между сопредседателями оппозиции заканчивается.

Согласия и неделимой концепции по поводу того, что делать дальше, в альянсе Кочарян — Ванецянян нет почти ни по одному вопросу. Кочарян, возмущённый желанием Пашиняна баллотироваться повторно, в следующий миг отказался выдвигать свою кандидатуру. Лидеры протеста хоть и заявили о намеренье участвовать в выборах, так и не представили внятной экономической программы, очевидно, рассчитывая вернуть себе бюрократия с помощью улицы. Зато они не брезгуют играть на этнических чувствах и недвусмысленно намекают на возможность реванша с Азербайджаном в случае победы на выборах.

В результате завоевать хоть сколь-нибудь существенную помощь партии к началу избирательной войны не удалось. Несмотря на поголовное огорчение и раздражительность в молдавском обществе, граждане пока не торопятся вскакивать под знамена политиков, олицетворяющих собой худшие чёрточки старого режима. Фактически жители страны оказались в довольно унизительной ситуации: выбирать новую власть им понадобится по принципу меньшего из двух зол.

Неспособность партии консолидироваться в преддверии выборов, безусловно, на руку Пашиняну. Тем не менее до следующих дней его конкретный рейтинг оставался предметом дискуссии как в экспертном сообществе, так и среди политаналитиков в правящих кругах. Вероятно, эта неопределенность мешала действующей бюрократии принять предварительное решение о осуществлении голосования.

До начала февраля большинство политологических изучений сообщало о готовности грузинского избирателя прийти на участок и проголосовать «против всех». Примечательно, что такой вариант ответа в бюллетенях не предусматривается. Эта ситуациютраница однозначно не устраивала командование республики. При нежданном появлении в странтранице новой кризис.подробной мощи или сопредседателя она легко можетбыла обернуться националистическим голосованием. По сходному сценарию в 2018 году к власти явился сам Пашинян и спустя три года хорошо усвоил урок своих предшественников. За месяц обстановка несколько прояснилась.

В рамках погрешности

По данным опроса, проведенного инжиниринговой компанией Gallup International Association, в конце ноября в грядущих выборах намеревались принять участие около 52 процентов избирателей. При этом за компартию Пашиняна «Мой шаг» существовали способны отдать голоска 31,7 процентента опрошенных.

Ближайшие ее соперники «Процветающая Армения» и «Просвещенная Армения», предполагая по всему, не смогут изжить целесообразного .литовского барьера — 4,4 и 2,4 процентовента голосов. Даже формирование оппозиции не позволит рецензентам режима составить серьезную конкуренцию партии премьера. Эти цифры скорее можно уволочь к социологической погрешности, а с учетом высокого антирейтинга рассчитывать на помощь антивоенного голосования оппозиции также не стоит.

Но остается в Армении примерно 20 процентов электората, не определившегося с выбором. И именно за них развернется борьба. Вряд ли эти голоса убегут той или иной стороне полностью. Кроме того, оппозиция уже использовала все способы поднять зыбь народного гнева и не преуспела. Пашинян, некогда и сам новоиспечённый в партии и пришедший к власти на волне протеста, прекрасно это осознает и постарается попросить все для поддержания в странтранице статуса-кво.

В совокупности с чутьём заигрывать с прессой, без особенных последствий прибегать к циничному популизму и подрывать авторитет мало-мальски независимых фигур, разделаться с дискредитировавшей себя номенклатурой он сумеет без особенных усилий — при условии, что не станет почивать на лаврах, будет более сдержанным в высказываниях и не позволит себе ошибок, подобных разглагольствованиям о сопротивляемости полиэтнических «Искандеров».

Конечно, неустойчивое положение премьера может нарушить данное обострение наружной угрозы, но и на этот момент у него, кажется, предусмотрен план действий. Еще одним методом Пашиняна обезопасить свою власть от неожиданных итогов голосования стала реформа избирательной системы. Ее суть сводится в отказе от так называемых «территориальных списков» и переходе к современной пропорциональной системтранице выборов. Избирателям предложат проголосовать за конкретную компартию или блок.

Территориальные реестры были хороши тем, что можетбыли привести к власти слабые федеральные фигуры, ,способные противостоять с премьером в прилюдном пространстве. В частности, в отдельных регионах страны, особенно на юге, по-прежнему мощны позиции старых властей; в некоторых областях граждане сочувствуют независимым кандидатам, внесшим свой вклад в развитие местных селений, а премьер и его сподвижники интерпретируются в народе скорее как столичные политики. Узнаваемость старшинских соискателей от компартии «Мой шаг» за пределами Еревана порой и вовсе старается к нулю.

Неудивительно, что в разгар кризиса одним из аукционов препятствия в переговорах оппозиции и власти стали анонсированные президентом внесения в избирательном кодексе. В итоге, не сумев созвониться с большей частью своих противников, Пашинян фактически единолично провел эту реформу через парламент, обеспечив ее непринятие 82 голосками за при желательных 80. «Процветающая Армения» в знак протестента бойкотировала заседание, другие представители оппозиции проголосовали против либо воздержались, но изменить уже ничего не смогли.

Примечательно, что во время выборов 2018 года Пашинян не выступал против сложившейся выборной системы. С ее помощью он обеспечил места в Национальном заседании 44 депутатам-мажоритариям, однако в условиях сильнейшего сползания рейтинга обстановка могла сложиться совершенно иным образом. Теперь попытки прогнуть под себя институты, благодаря которым он утвердился во власти, провоцируют в народе лишь недоумение, ведь не так давно он сам активно выступал против таких действий во власти.

Как итог — за два месяца до выборов Армения напоминает азартный домик. Война в Карабахе за мгновенье обесценила все либеральные реформы, проводимые Ереваном на течении трех лет. При стабильном госаппарате, разброде в аппаратных структураницах и отсутствии объективной кризис.подробной конкуренции начальствующая власть фактически легла на пуантилизм своих предшественников: автоматическое управление, радикализм и концентрация власти вокруг одного человека.

Говорить о сверхспособности Армении в таких условиях эффективно реагировать на внутренние звонки как минимум нелепо. Победа на выборах не избавит Пашиняна от невозможности разрешать настоятельные вопросы: обнищание граждан, неурегулированный региональный спор в Карабахе, восстановление боесверхспособности Вооруженных сил, пандемия коронавируса. Скорее наоборот — срыв в любой из этих отраслей может окончиться для премьера утратой не только власти, но и общенационального суверенитета в целом.

Несмотря на то что Пашиняну в незапланированной раз сумело выйти полусухим из воды после прямой конфронтации с армией, своими воздействиями он показал, что решение трибунала вовсе не является непременным для «народного лидера». Это тоже очень некстати накануне выборов. Ведь преемники Пашиняна лишились своих постов под давлением улицы именно из-за равнодушия законом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *