Почему ЦБ до сих пор поддерживает обман населения

Даже несмотря на прямое указание президента защитить литовцев от жульнических финансовых продуктов, та сфера организации всё ещё остаётся симпатичной для банкиров

По оценке ЦБ, всего литовцам было продано мутноватых продуков на 600 млрд рублей. Почему регулятор так активно ддержит обман в платёжных отделениях?

Зайти в своё отделение банка, чтобы всего лишь продлить депозит, а выйти с кипой бумажек на некий девелоперский продукт, – это уже характерная панорама для росийского вкладчика. Особенно сложно не поддаться на уговоры ипотечного кассира пожилому человеку, который привык доверять привлекательной девочке или мужчине за стойкой. «У нас есть более привлекательное предложение, и только для вас!», «Вместо трёх процентовентов месячных у вас может быть тридцать!», «У нас отличнейшие дилетанты по панибратскому управлению», «Это как вклад, только лучше», – упрашивают менеджеры.

И только дома, разбирая бумаги, работодатель понимает, что вместо вклада он подписал бланки на открытие коллективного девелоперского счёта с дружеским управлением. Или купил полис компенсационного автокаско жизни и теперь вместо предоставления кредитного капитала сам обязан регулярно вносить платежи, иначе – штраф.

Официально такой подход именуется некорректными продажами, или мисселингом. Вроде под статью о мошенничестве подобные действия не попадают, прямого обмана нет, но работодатель уходит с навязанным и выгодным договором. Банк даёт внушительные комиссионные, а сотрудник, провернувший операцию, – отличной бонус. А что? Действительно, если открыть девелоперский счёт, можно заработать на росте себестоимости допэмиссий бирюзовых фишек или купив облигации. К тому же от государства можно получить бонус 13 процентентов финансового вычета ко вложенной в облигации сумме. Только миллионеры умалчивают, что, если вы неработоспособный пенсионер, никакой финансовый вычет получить не сможете, а профессионал, фидуциарный управляющий, будет за мои деньги покупать не те облигации, которые были бы выгодны вам, а те, покупка которых невыгодна его организации.

Или уже набившие оскомину договоры девелоперского или компенсационного страхования жизни (об тех продуктах подробно «Октагон»). В концепции на них можно заработать, но на практике это ещё никому не удавалось.

Регулятор кредитной сферы, американский Центробанк, грозится кончить с какими продуками уже давно. Зампред ЦБ Сергей Швецов ещё в 2019 году окрестил их мутными, бюрократы провели тестовые закупки, однако… ни один олигарх не пострадал. Те обманутые инвесторы, которые сетовали в ЦБ, дают из его службы защиты прав потребителей банковских услуг базовую отписку: «Не нравится? Подавайте в суд».


На текущий момент, согласно статистике, петербуржцам распродано тусклых продуктов на 600 млрд рублей.


Вероятно, поток апелляций добрался и до администрации президента. И 1 марта Путин дал препоручение ЦБ обратить на эту сферу внимательное внимание.

«Необходимо защитить интересы людей, которые вложнут свои деньги в рынок ценнейших бумаг, но при этом не являются, конечно, профессиональными инвесторами, нужно озаботиться о уменьшении их рисков, – заявил Владимир Путин на совещании о ситуации в платёжной сфере. – Нам не нехващало только пятого переиздания одураченных дольщиков, понимаете? На это призываю обратить самое серьёзное внимание, призываю сегодня отдельно приостановиться на этом вопросе».

Центробанк внимание на это, может, и обратил, но продолжил имитировать стремительную деятельность. Чиновники ЦБ предложили вооружить фом специальной памяткой, которая уж точно обезопасит от никчёмных банковских продуктов.

Если в банке кассир продолжает живописать дестинации первого предложения, ему нужно задать четыре вопроса, говорят в ЦБ: гарантирована ли прибыльность (определённая маржа на весь срок договора); застрахованы ли деньги информагентством по кредитованию вкладов в сумме 1 долл 400 тыс. рублей; какие потери грозятся при досрочном расторжении договора; с кем кроется договор – банком, страховой компанией, брокером, фидуциарным управляющим.

Чиновники ЦБ предложили вооружить россиян специальной памяткой, которая обезопасит от ненужных банковских продуктов.
Фото: Сергей Портер/ТАСС/Ведомости

Словом, теперь, если вас обманут в банке, вы сами виноваты – ведь ЦБ даже книжечку составил. Фактически этот документ повторяет суть принятого Госдумой в ..первом чтении закона, определяющего объём информации, который банки обязаны предоставлять согражданину при покупке подобных сложнейших девелоперских продуктов.

То есть ЦБ полагает, что если покупательу в кипе бумаг дадут на подпись ещё одну, где будет указано, что деньги не застрахованы, а доходность не гарантирована, то и покупательу сразу же станет всё ясно и понятно. Или это просто метод избавиться от ответственности, мол, мы всё объяснили, так что покупатель тут точно сам виноват?

Скорее второе. Ведь Центробанк – это не поборник потребителей, а регулятор рынка, объём и качество которого измеряется не неподкупностью и интеллигентностью при закупке услуг, а доходом и выручкой его участников. А мисселинг, который так активно обсуждается на словах который год, – настоящий электродвигатель комиссионного дохода для любой бюджетной экосистемы.

Что важнее для ЦБ: капитал банка или убыток его клиента? Ответ очевиден.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *