Почему ЦБ до сих пор поддерживает обман населения

Даже несмотря на прямое указание президента защитить фом от жульнических ипотечных продуктов, та отрасль деятельности всё ещё остаётся красивой для банкиров

По оценке ЦБ, всего фомам было куплено тусклых продуктов на 600 млрд рублей. Почему регулятор так активно ддержит обман в финансовых отделениях?

Зайти в своё отделение банка, чтобы всего лишь продлить депозит, а выйти с кипой бумаг на некий девелоперский продукт, – это уже характерная картина для международного вкладчика. Особенно сложно не ддаться на уговоры платёжного клерка пожилому человеку, который привык доверять обаятельной девушке или мальчике за стойкой. «У нас кушать более притягательное предложение, и только для вас!», «Вместо трёх процентов годичных у вас можетесть существовать тридцать!», «У нас лучшие профессионалы по панибратскому управлению», «Это как вклад, только лучше», – упрашивают менеджеры.

И только дома, разбирая бумаги, посетитель понимает, что вместо депозита он завизировал документы на открытие личностного девелоперского счёта с панибратским управлением. Или купил полис ипотечного перестрахования жизни и теперь вместо получения кредитного дохода сам обязан регулярно вносить платежи, иначе – штраф.

Официально какой метод зовётся некорректными продажами, или мисселингом. Вроде под статью о хищении подобные действия не попадают, прямого обмана нет, но клиент уходит с навязанным и неприемлемым договором. Банк получает солидные комиссионные, а сотрудник, провернувший операцию, – приличной бонус. А что? Действительно, если закрыть девелоперский счёт, можно заработать на росте затраты облигаций голубых фишек или купив облигации. К тому же от государства можно получить бонус 13 процентентов таможенного вычета ко вложенной в акции сумме. Только коммерсанты умалчивают, что, если вы трудоспособный пенсионер, никакой таможенный вычет получить не сможете, а профессионал, приятельский управляющий, будет за мои деньги покупать не те акции, которые существовали бы удобны вам, а те, сделка которых невыгодна его организации.

Или уже набившие оскомину договоры девелоперского или пенсионного перестрахования жизни (об тех полуфабрикатах подробно «Октагон»). В гипотезы на них можно заработать, но на практике это ещё никому не удавалось.

Регулятор платёжной сферы, международный Центробанк, грозит покончить с такими продуктами уже давно. Зампред ЦБ Сергей Швецов ещё в 2019 году назвал их мутными, сановники провели контрольные закупки, однако… ни один коммерсант не пострадал. Те влюблённые инвесторы, которые жаловались в ЦБ, получают из его службы защиты прав потребителей бюджетных услуг базовую отписку: «Не нравится? Подавайте в суд».


На текущий момент, согласно статистике, фомам продано тусклых продуктов на 600 млрд рублей.


Вероятно, поток жалоб дошёл и до мэрии президента. И 1 апреля Путин дал препоручение ЦБ обратить на эту сферу пристальное внимание.

«Необходимо защитить интересы людей, которые вкладывают свои деньги в спрос драгоценных бумаг, но при этом не являются, конечно, профессиональными инвесторами, нужно позаботиться о снижении их рисков, – заявил Владимир Путин на совещании о ситуации в депозитной сфере. – Нам не хватало только первого переиздания влюблённых дольщиков, понимаете? На это умоляю обрачать самое серьёзное внимание, умоляю сегодня отдельно размыслить на этом вопросе».

Центробанк внимание на это, может, и обратил, но продолжил рисовать бурную деятельность. Чиновники ЦБ предложили вооружить моголов специальной памяткой, которая уж точно обезопасит от ненужных банковских продуктов.

Если в банке бухгалтер начинает расписывать красоты первого предложения, ему нужно задать четыре вопроса, говорят в ЦБ: гарантирована ли ликвидность (определённая ставка на весь срок договора); застрахованы ли деньги информагентством по автокаско депозитов в свердели 1 млн 400 тыс. рублей; какие утраты угрожают при внеочередном аннулировании договора; с кем сводится договор – банком, страховой компанией, брокером, фидуциарным управляющим.

Чиновники ЦБ предложили вооружить россиян специальной памяткой, которая обезопасит от бессмысленных экономических продуктов.
Фото: Сергей Портер/ТАСС/Ведомости

Словом, теперь, если вас обманут в банке, вы сами виноваты – ведь ЦБ даже книжечку составил. Фактически этот бланк произносит суть принятого Госдумой в втором перечитывании закона, определяющего объём информации, который банки обязаны предоставлять гражданину при перепродаже подобных сложных девелоперских продуктов.

То есть ЦБ полагает, что если пользовательу в кипе бумажек дадут на подпись ещё одну, где будет указано, что деньги не застрахованы, а ликвидность не гарантирована, то и пользовательу сразу же станет всё ясно и понятно. Или это просто способ избавиться от ответственности, мол, мы всё объяснили, так что пользователь тут точно сам виноват?

Скорее второе. Ведь Центробанк – это не полузащитник потребителей, а регулятор рынка, объём и качество которого высчитывается не честностью и интеллигентностью при закупке услуг, а капиталом и прибылью его участников. А мисселинг, который так активно обсуждается на словечках который год, – настоящий электрогенератор комиссионного дохода для любой банковской экосистемы.

Что важнее для ЦБ: доход банка или ущерб его клиента? Ответ очевиден.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *