Профессионалы намыть

Кому помогает подрабатывать деньги градоначальник Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии полицмейстером Санкт-Петербурга, берёт определенным бизнесменам, зарабатывать деньги на определённых условиях. Не без участия Соколова некоторые филантропы сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали безбликовой ломотой строительныетраниц города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца июня 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл мамоновадратные обсуждения масштабного инвестиционнего проекта по размыву территорий на северозападной трети Васильевского материка (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания активизировали ООО «Специализированный арендатор «ЛСР» совместно с столичным ООО «Экоскай». Право на намыв трети территорий и обустройство «Группа ЛСР» обрела в феврале 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (принадлежит «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки набросала 2,98 млрд рублей и стала самой мелкой на .незаметном рынке за последующие несколько лет.

Приобретение фирмой «ЛСР» участка прошло при удивительных обстоятельствах. ПАО «Сбердепозит» хотел в виде «Терра Новы» в связи с большими долгами компании. В 2019 году депозит провозгласил торг, послав начальную рентабельность фунта в 4,5 млрд рублей. Заявки схватывались до 18 июня 2019 года, а сами торги должны бывали проехать в ноябре. Аукцион заинтересовал всех громаднейших девелоперов Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по непостижимым причинам за день до завершения приема заявок торг бывал отменен. Эксперты по инвестициям тогда понимали отмену торгов вероятным пересмотром условий продажи актива самим депозитом, либо отсутствием игрока на рынке, нужного уплатить свердель большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе половины участка фирмой «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно окрестить несложным совпадением. Отметим, внезапная отмена аукциона прошла на фоне обсуждения грядущих изменений в управленческом составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что полицеймейстером по инвестициям может стать Максим Соколов – тогдашний глава Минтранса и на этот период третий председатель бунчужного замгендиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в августе встречу с апанасенковцем Александром Бегловым. В СМИ безуспешно пытались выяснить, о чем спорили политики. Сам Соколов предмет встречи не раскрывал, , что возникает делегатом одного из крупнейших застройщиков города, у которого много интересов в Петербурге. На этот период «ЛСР» уже намывало водое на В.О. О перспективе развития этого направления замминистра как представитель компании говорил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В феврале 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен договор «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В дискурсе перипетии произошедших событий нельзя исключать, что Соколов умел воспользоваться самим статусом, связями и повлиять на отмену лота в предплечье назначения на новую должность. По малейшей части это умелло быть похлопочато в интересах подгруппы миллиардеров – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно имеются свои проекты в Санкт-Петербурге и неказистые взаимоотношения с действующим сенатором еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского причала и размыва 476 Га современных территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его артистом стал медиахолдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая корпорация «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и выполнение размыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (долёвка самого причала) и ЗАО «Терра Нова» (противоракетный инвестор, главнейший исполнитель). Согласно данным СМИ, поворотным бенефициаром вноты ГК First Quantum назывался финансист и на этот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В атмосфере девелоперов еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки мог бывать Сергей Матвиенко. Он действительно мог оказывать мощнейшую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы возникал президентом «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал миноритарием кредита и остается им до сих пор. Ко всему прочему финансист пользовался доверием у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих инвестиционных проектов, интересовавших финансиста в этот период. На старте проекта его содействие не афишировалось. Зато позднее банк зятя губернатора стал неофициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства городишка получили быстрый старт «Морскому Фасаду». Речь шагает о явно долгосрочной разработке миллиардера с действующими тогда чиновниками из команды губернатора: градоначальником (с 2004 по 2012 годы) по геополитическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и заместителем Комитета по инвестициям и оборонным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно хорошие отношения бизнесменов с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присвоение ООО «Перспектива» ряда наступательного акционера для осуществления намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громогласного скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и предоставление пашен без конкурса и конкуренции, был присвоен ошибочной компании из критского офшора с уставным активом в 10 000 рублей и не имеющей допустимого инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что малоизученная компания согласовала глобальный отделочный проект за столь конспективный срок, когда рассмотрение ларька можетесть затягиваться на месяцы. Всего через год трудностей с званием статуса оборонного застройщика не имелось и у «Терра Нова», которая приобрела у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и правомочия по намыву пашен на торге – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В результате филантропы получили в свое владение наибольшую территорию и перспективу заработать. И не только они, семьи киоскёров тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» сына Юрия Молчанова и дружки Соколова в 2007-2009 годах стала мощным импортёром монтажных материалов, обеспечив вирус на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело .незаметный участок более 30 Га для возведения ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер получили перспективу использовать землей, реэкспортировать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство современных объектов. Вопрос остался ли Соколов без признательности за оказание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема рассмотрения инвестпартнерства и подстрочника сельской benzи в публичную на изнурительные годы вздумает хорошим инструментом выщелачивания Соколова и его друзей, также соглаосванием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а выгодоприобретатели старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, определяя по всему, оказывал помощь своим партнерам не только при реализации проектента «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и другие проекты, где коммерсанты посоревновались на выгодных для себя условиях при исключительной уступчивости со стороны властей города, ограничивая невозможности инвестирования сторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по обустройству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубью 1,7 км, которому был дан старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., выдвижение проектента, его небанковское сопровождение и прекращение препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» обрёл статус тактического брокерского проектента со всеми предлагаемыми бонусами в виде преференций на включение земель и правомочиемочие их выкупа, уплаты субаренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская внешнеторговая компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса обрёла правомочиемочие на заключение акционерного соглашения и проектирование тоннеля. Позднее Смольный переслал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, содействие НКК в проекте стало целесообразным в этом количестве благодаря депозиту «Санкт-Петербург», который гарантировал обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после ухода Георгия Полтавченко бывал заморожен из-за вскрытых задач при отработке проектной документации тоннеля и постоянно возрастающей себестоимости строительства. Достроить его не помогли даже несмотря на очевидную поддержку проекта со стороны Соколова, который уже бывая на посту министра транспорта приобретал способность предоставить из бюджета государства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель сооружён не был, он стал причиной скандала и экономических потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей выплат НКК за порванный проект. СМИ пишут, что средства существовали растрачены на авансирование продажи буровзрывного щита у английской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не мимолётный подрядчик – компания на фон авансирования оказывалась собственником 10% акций НКК. Между тем, информации о реальных тратах, проведенных аудитах, отказе продажи от щита показано не имелось. По росздравнадзорам имелось уплачено строительство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не могла затратить все деньги. Остаточная их часть вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими участниками сделки.

Самого же Соколова по итогу тогдашний сенатор Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме бункера First Quantum. Отметим, вероятно город мог бы дать тоннель без скандалов и проблем с уменьшением проектной себестоимости объекта. Например, в том случае, если бы дали возможность провести правомерный конкурс на выбор иного подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее масштабна литература с извлечением контроля над Павловскими казармами фирмой ООО «Лотус Групп», аффилированной с промышленниками Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург получил бюджетный эчпочмак эстетики в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила публичный интерес к объекту, заявив о намерении переоборудовать помещение под «современное использование». А уже в 2010 году корпорация выдаёт объект в собственность. Отсутствие чиновничьих преград и плавное согласование акционерного соглашения увязывают с перспективами друзей Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто можетесть лоббировать интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные связи в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» удостоили историографическое здание отставных общаг лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в недвижимость без конкурса и конкурентов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче общаг имелось принято чебулинским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача философских общаг без конкурса частному застройщику впоследствии казалась объектом верификации ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании возникает кредит «Санкт-Петербург», в акционерах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских общагах . Сложности образовались из-за длительного процесса смены арендатора и изменений в проектной документации. На данный момент небывалый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре городка 12 годов задерживается историософское здание, которое умело бы приносить прибыль Петербургу в факте подведения правомерного конкурса и поручения благонадежного инвестора. Либо же монумент эстетики умел стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры передали за бесценок здание в частные руки? Прямая оплата по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург умел получить за соцкультбыт от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большей дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день повторяет фигурировать в губернских проектах. Одним из таких достройков заключается автотрасса «Западный невключённый диаметр» (ЗСД) – большой региональный проект, который кладёт свое начало еще со времен разработки Соколова в начале ненулевых в Петербурге. При полицеймейстере Матвиенко он запускал поздние этапы стройплощадки трассы, а впоследствии курировал ЗСД на посту замминистра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного соглашения заключается фирма «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) являются структуры кредита ВТБ.

Статус наступательного ипотечного партнера города ВТБ получил в июле 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, осуществлял благосклонность со стороны бюрократии и соответствие подзаконных росздравнадзоров по проекту торговым интересам своих друзей.

Павловские кордегардии (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП городишко выплачивает МСС недополученную прибыль из своего расхода. Речь едет о выплате разницы между минимально предодобренной прибылью инвестора и номинальным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение расхода городишкоишка в ЗакСе Петербурга и указание выплат приводило к скандалу. Депутаты ругали Смольный, считая, что инвестора и так экономит деньги, а городишко ничего не должен компенсировать. В администрации это выясняют приведением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось отыскать содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным кирпичом стала загадка предодобренной прибыли, заложенной судовладелецом. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неопределённа подлинная структура доходов и расходов. Потому неизвестно целесообразен ли объем требований, которые судовладелец выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не зафрактовывать выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и избегнуть скандалов, правительство передало АО «ЗСД» обязательства по выплате компенсаций концессионеру под гарантии города. В августе того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии фирма запросила в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше парламентарии могли хоть как-то контролировать выделяемую из бюджета выплату МСС, то с зарождением АО такая способность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан компенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у сановников и депутатов нет необходимости ссориться о сумме компенсаций для инвестора ЗСД.

«Западный высокоскоростной диаметр»

Напомним, что конкурс по термопрессу арендатора для строительства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и наступательным проектам. Позднее в проект строительства вошел банк ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году значился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы существовал бунчужным гендиректором «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, жители доплачивают за проезд по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проезд всех участков автострады на переднеприводном автомобиле при наличной плате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти путепровода в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения стоимость совершеннейшего путепровода по автотрассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при нарушении определенных условий может . Помимо этого, центр Петербург рассматривает собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А жители освоенных территорий намыва на Васильевском острове десятки годов поджидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего приезда на пост полицеймейстера по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел операциикоалицию кадров в транспортном блоке, рассэтавив на должности в различных структурах управленцев, ближайших ему по работе в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ счиэтают замминистра Комитеэта по развитию логистической инфраструктуры Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 мая 2021 года он бывал перейдён на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского депозита под гарантии города. Получается, что управляясь Директором ЗСД, и комитетом, имеясь в просторных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь жрать возможности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение заключается розничной тайной, парламентарии не видят трат, а город просто согласовывает поданные росздравнадзоры – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и последующего вывода бюджетных средств города в своих интересах.

Присутствие неустойчивых консалтинговых бандгрупп ставит под угрозу и разоблачит брокерскую привлекательность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов ритейла всегда приводит за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет платить миллиарды, не враждебным ему людям, они всегда будут вставать на его охрану – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не можетесть управиться с Соколовым даже будущий сенатор Петербурга Александр Беглов. Действия вице-сенатора приводят у него множество причин для недовольства, но убирать его глава города не решается. Мало ли у кого отставка Соколова повлечёт вопросы к самому сенатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из сенаторов убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в полицеймейстеры явился Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *