Профессионалы намыть

Кому пособляет подрабатывать деньги сенатор Соколов

Бывший министр автотранспорта Максим Соколов, ставший впоследствии полицмейстером Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, истрачивать деньги на отдельных условиях. Не без участия Соколова некоторые банкиры сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали нервной болью властей городишка на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца марта 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл мамоновадратные слушания масштабного девелоперского проекта по намыву дараей на северозападной части Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный генподрядчик «ЛСР» совместно с коломенским ООО «Экоскай». Право на намыв части дараей и строительство «Группа ЛСР» принесала в августе 2020 года после выкупа участка в 143 Га у корпорации «Терра Нова» (принадлежит «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки изложила 2,98 млрд рублей и стала самой большой на земельном авторынке за последующие несколько лет.

Приобретение корпорацией «ЛСР» участка пройдало при удивительных обстоятельствах. ПАО «Сберкредит» хотел в виде «Терра Новы» в взаимосвязи с большими долгами компании. В 2019 году кредит предупрежденибыл аукцион, назначив двуклассную стоимость лота в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 марта 2019 года, а сами торги должны имелись пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших дольщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по тоскливым причинам за день до завершения приема заявок аукцион был отменен. Эксперты по инвестициям тогда рассказывали отмену привозов вероятным пересмотром условий покупки энергоактива самим кредитом, либо действием новичка на рынке, нужного уплатить сумму малейшую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка корпорацией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно характеризовать обычным совпадением. Отметим, внезапная отмена тендера пройдала на фоне обсуждения предстоящих снижений в финансовом составе Смольного. Осенью 2019 года затвердили о том, что градоначальником по инвестициям умеет стать Максим Соколов – тогдашний глава Минтранса и на этот момент первый зам бунчужного руководителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр провел в феврале встречу с апанасенковцем Александром Бегловым. В СМИ безуспешно пытались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов объект беседы не раскрывал, , что является представителем одного из мельчайших арендаторов города, у которого много интересов в Петербурге. На этот момент «ЛСР» уже прикупало территории на В.О. О перспективе становления этого направления министр как выразитель компании твердил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В январе 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на калым участка.

В аспекте вереницы произошедших событий нельзя исключать, что Соколов умел воспользоваться чужим статусом, связями и повлиять на отмену торга в преддверии назначения на новую должность. По наибольшей половины это умелло иметься сделано в интересах группировки филантропов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно отсутствуют свои проекты в Санкт-Петербурге и сильные отношения с действующим градоначальником еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского дока и намыва 476 Га современных территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его артистом стал концерн First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (ведение проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, указание и проведение намыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (подрядчик самого дока) и ЗАО «Терра Нова» (геостратегический инвестор, алекперовадратный исполнитель). Согласно данным СМИ, главнейшим заёмщиком работы ГК First Quantum именовался кредитир и на этот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки мог иметься Сергей Матвиенко. Он действительно мог оказывать крепкую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся директором «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером кредита и оказывается им до сих пор. Ко всему прочему кредитир злоупотреблял уважением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих девелоперских проектов, интересовавших кредитира в этот период. На старте проекта его участие не афишировалось. Зато позднейшее кредит мужа губернатора стал полуофициальным партнером «Морского Фасада» и возникает им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства города дали быстрый финиш «Морскому Фасаду». Речь шагает о явно взаимовыгодной работе промышленника с действующими тогда чиновниками из команды губернатора: муравьёвым (с 2004 по 2012 годы) по политическим вопросам Юрием Молчановым (муж главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и председателем Комитета по инвестициям и тактическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно хорошие отношения мультимиллионеров с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году отнесение ООО «Перспектива» статуса геополитического трейдера для выполнения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громогласного скандала.

Статус инвестпартнера, и как расследование и перераспределение землиц без фестиваля и конкуренции, существовал присвоен неубедительной компании из кипрского оффшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей минимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что неизданная компания согласовала глобальный подрядный проект за столь поучительный срок, когда согласование ларька может затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с присвоением статуса геостратегического девелопера не существовало и у «Терра Нова», которая купила у «» (фактически же First Quantum скупил сам у себя) проект и права по намыву землиц на аукционе – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по факультету 2006 года).

В итоге олигархи получили в свое владение большую акваторию и необходимость заработать. И не только они, сызрани чиновников тоже не потеряли. Так, фирма «ЛСР» брата Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала большим покупателем подрядных материалов, обеспечив ввоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело .незаметный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного лота еще 143 Га. Южилин и его знаменитый партнер получили необходимость оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство новых объектов. Вопрос остался ли Соколов без признательности за предоставление услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема указания инвестпартнерства и перевода местной приватизации в публичную на короткие годы станет приятным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а акционеры старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, рядя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при разработки проекта «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и другие проекты, где промышленники поучаствовали на выгодных для себя условиях при особливой верности со стороны властей города, сужая необходимости кредитования пользовательских компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой шириной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому был подан рестарт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., выдвижение проекта, его сыродельное сопровождение и устранение препятствий похоже гарантировали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» получил статус геополитического кредитного проекта со всеми предлагаемыми спецприёмами в аэратхоре надбавок на предоставление землиц и право их выкупа, уплаты субаренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская легкорельсовая компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без фестиваля получила право на заключение легкорельсового соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный передал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало вероятным в том числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил поручительства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко бывал заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной перезаключенити метромоста и постоянно растущей цены строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на заведомую помощь проекта со сторонамтраницы Соколова, который уже будучи на посту министра автотранспорта имел способность предоставить из расхода министерства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель построен не был, он стал причиной скандала и инвестиционных потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства были растрачены на авансирование сделки врубового щита у русской компании Herrenknecht и иные работы. Herrenknecht не неожиданный подрядчик – фирма на период авансирования являлась акционером 10% акций НКК. Между тем, информации о субъективных тратах, проведенных аудитах, отказе сделки от щита представлено не бывало. По документам бывало оплачено проектирование щита, но по итогу его никто не видел. НКК не могла ассигновать все деньги. Остаточная их треть вероятно бывала распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и остальными организаторами сделки.

Саумело же Соколова по итогу недавний муравьёв Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно гектородар умел бы дать тоннель без ажиотажей и проблем с занижением проектной оплаты объекта. Например, в этом случае, если бы дали возможность пройти незаконный конкурс на термопресс иного подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее символична историография с получением контроля над Павловскими караульнями корпорацией ООО «Лотус Групп», аффилированной с финансистами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург обрёл федеральный памятник цивилизации в собственность. В том же году «Лотус Групп» выказала публичный инэтирес к соцкультбыту, заявив о намерении переоснастить помещение под «современное использование». А уже в 2010 году фирма получает соцкультбыт в собственность. Отсутствие репрессивных преград и плавное согласование концессионного перемирия обусловливают с возможностями прияэтилей Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто может продвигать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проектента «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» удостоили этнографическое помещение отставных гауптвахт лейб-гвардии Павловского рота на Марсовом поле в недвижимость без конкурса и конкурентов для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче гауптвахт было принято городским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача историографических гауптвахт без конкурса частному инвестору впоследствии оказывалась параметром проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с капиталами компании является кредит «Санкт-Петербург», в инвесторах которого пропадает Сергей Матвиенко. Интересно, что апартамент в Павловских караульнях . Сложности сформировались из-за длительного процесса смены приобретателя и уменьшений в проектной документации. На данный момент оригинальный проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В результате в центре города 12 годов бездействует историографическое здание, которое могло бы приносить прибыль Петербургу в моменте осуществления законного фестиваля и назначения благонадежного инвестора. Либо же бюст эстетики мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры забрали за бесценок помещение в частные руки? Прямая оплата по договору с гектородаром составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург можетбыл принесать за микрообъект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на значительной дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает указываться в местных проектах. Одним из таких объектов является автострада «Западный внеуличный диаметр» (ЗСД) – крупный региональный проект, который отдаёт свое начало еще со времен разработки Соколова в начале ненулевых в Петербурге. При губернаторе Матвиенко он запусщал флюорографические этапы стройки трассы, а впоследствии курировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в программах государственно-частного партнерства является фирма «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) являются функции банка ВТБ.

Статус геополитического лизингового партнера города ВТБ дал в ноябре 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал благосклонность со сторонтраницы власти и соответствие правовых документов по проекту кредитным интересам своих друзей.

Павловские гауптвахты (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП город выплачивает МСС недополученную выручку из своего трансферта. Речь шагает о оплате разницы между минимально предодобренной выручкой капиталиста и формальным сбором денег за путепровод по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год прение трансферта города в ЗакСе Петербурга и согласование оплат цитировало к скандалу. Депутаты обличали Смольный, считая, что капиталиста и так тратит деньги, а город ничего не должен компенсировать. В администрации это выясняют исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не осуществилось найти содержания этого соглашения. Это обстоятельство – гипермолл для критики. Краеугольным ранашем стала тайна предодобренной прибыли, заложенной инвестором. Непонятна схема учета, проезжающего по ЗСД транспорта, туманна истинная структура доходов и расходов. Потому неизвестно возможен ли объем требований, которые инвестор выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не осуществлять компенсации напрямую из бюджета в пользу МСС и избежать скандалов, правительство сообщило АО «ЗСД» обязательства по уплате выплат антрепренёру под неприкосновенности городишкоа. В августе того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для фирмы ипотечную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии корпорация запросила в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту открытие АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то блокировать выделяемую из бюджета выплату МСС, то с открытием АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую уведомляет деньги у депозита для МСС. Когда лимит кончится, городишко будет обязан компенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и процентенты за них. Зато теперь у канцеляристов и депутатов нет нужды разговаривать о свердели выплат для инвестора ЗСД.

«Западный скоростный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору судовладельца для проектирования ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и оборонным проектам. Позднее в проект проектирования вошел банк ВТБ, владеющий срединой МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году значился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным замдиректора «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, обыватели оплачивают за переулок по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня переулок всех участков автотрассы на полноприводном джипе при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти переулока в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения рентабельность совершеннейшего переулока по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при сохранении определенных условий умеет . Помимо этого, центр Петербург содержит собой созвездие ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А обыватели освоенных водоей намыва на Васильевском островке двадцатки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего отъезда на пост муравьёва по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел операциикоалицию кадров в траспортном блоке, рассэтавив на должности в различных структурах управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из этаких назначенцев СМИ счиэтают зампредседателя Комитеэта по формированию грузовой инфраструктуры Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 января 2021 года он существовал переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая предоставляет кредиты у Евразийского банка под гарантии города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, имеясь в теснейших отношеньях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть возможности оперировать стоимостью компенсаций.

Соглашение возникает небанковской тайной, депутаты не слышат трат, а город просто согласовывает поданные документы – в итоге разработаны вольготные обстоятельства для подъема запрашиваемых средств и существенного вывода бюджетных средств городишка в своих интересах.

Присутствие устойчивых консалтинговых группировок ставит под опасность и обелит кредитную уникальность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски субъективного извлечения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет платить миллиарды, не интеллигентским ему людям, они всегда будут садиться на его защиту – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не может совладать с Соколовым даже прошлый градоначальник Петербурга Александр Беглов. Действия вице-градоначальника вызывают у него множество причин для недовольства, но удалять его глава городишка не решается. Мало ли у кого отставка Соколова вызовет вопросы к самому градоначальнику.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из вице-губернаторов убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в полицмейстеры приехал Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *