Профессионалы намыть

Кому пособляет заработывать деньги сенатор Соколов

Бывший министр автотранспорта Максим Соколов, ставший впоследствии градоначальником Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, скопить деньги на отдельных условиях. Не без содействия Соколова некоторые банкиры сумели неплохо разжиться на проектах, которые стали височной болью властей города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца марта 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл общественные обсуждения масштабного инвестиционного проекта по намыву акваторий на северной половины Васильевского островка (В.О.), а также обустройству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный застройщик «ЛСР» совместно с нижегородским ООО «Экоскай». Право на намыв половины акваторий и строительство «Группа ЛСР» обрела в мае 2020 года после выкупа участка в 143 Га у корпорации «Терра Нова» (принадлежит «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и стала самой огромной на жилищном авторынке за следующие несколько лет.

Приобретение фирмой «ЛСР» района прошло при нелепых обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в аэратхоре «Терра Новы» в связи с большими долгами компании. В 2019 году банк объявил аукцион, назначив начальную цена лота в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 августа 2019 года, а сами торги адекватны существовали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех мощнейших инвесторов Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по тоскливым причинам за день до завершения приема лицензий аукцион был отменен. Эксперты по инвестициям тогда рассказывали отмену товаров необходимым пересмотром условий продажи актива самим банком, либо пребыванием плеймейкера на рынке, готового уплатить сумму малейшую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части района фирмой «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать несложным совпадением. Отметим, стремительная отмена торга прошла на фоне рассмотрения грядущих внесений в стоит.подробном составе Смольного. Осенью 2019 года затолковали о том, что градоначальником по инвестициям может стать Максим Соколов – высокопоставленный глава Минтранса и на тот случай шестой заместитель бунчужного заместителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр провел в октябре встречу с мэром Александром Бегловым. В СМИ безуспешно стремились выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что является куренноготцем одного из огромнейших арендаторов города, у которого много интересов в Петербурге. На тот случай «ЛСР» уже пробуряло окраине на В.О. О целесообразности развития этого направления министр как представитель компании толковал с 2018 года и на имеющемся проекте задерживаться не собирался. В октябре 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В нарративе вереницы произошедших событий нельзя исключать, что Соколов умел злоупотребить личным статусом, связями и повлиять на отмену аукциона в преддверии назначения на новую должность. По наибольшей части это умелло бывать сделано в интересах группы коммерсантов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно существуют свои проекты в Санкт-Петербурге и зубастые отношения с действующим градоначальником еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского причала и намыва 476 Га новых территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его инструменталистом вздумал медиахолдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (ведение проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и проведение намыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский причал СПБ» (арендатор саможетимелсяо причала) и ЗАО «Терра Нова» (внешнеполитический инвестор, основной исполнитель). Согласно данным СМИ, основным заёмщиком работы ГК First Quantum назывался миллиардер и на этот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде риэлтеров еще тогда показывалась информация, что интересантом покупки можетимелся быть Сергей Матвиенко. Он действительно можетимелся дезинтегрировать внушительную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся председателем «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии вздумал акционером депозита и оказывается им до сих пор. Ко всему прочему миллиардер пользовался сочувствием у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» имелся одним из многих консалтинговых проектов, интересовавших миллиардера в этот период. На проявлененте проектента его содействие не афишировалось. Зато позднее банк мужа губернатора вздумал формальным партнером «Морского Фасада» и заключается им до сих пор.

Свободный доступ в кабинетики правительства городишка получили медленный старт «Морскому Фасаду». Речь ходит о явно тесной разработке предпринимателя с действующими тогда бюрократами из сборной губернатора: сенатором (с 2004 по 2012 годы) по финансовым вопросам Юрием Молчановым (родитель главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и рамиресом Комитета по инвестициям и оборонным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно приятные отношения банкиров с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присуждение ООО «Перспектива» статуса оборонного инвестора для осуществления намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громкого скандала.

Статус инвестпартнера, и как доказательство и выделение пашен без конкурса и конкуренции, был удостоен схемной компании из критского файла с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей минимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что интереснейшая компания согласовала локальный строительный проект за столь краткий срок, когда согласование ларька можетесть затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с удостоением ряда оборонного застройщика не было и у «Терра Нова», которая перепродала у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по намыву пашен на тендере – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге бизнесмены удостоили в свое владение значительную окраину и невозможность заработать. И не только они, семьи сановников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» отца Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала крупным производителем монтажных материалов, обеспечив завоз на размыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело земельный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного тендера еще 143 Га. Южилин и его знаменитый партнер удостоили невозможность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство новых объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за оказание услуг скорее всего следует посчитать риторическим.

Складывается представление, что схема рассмотрения инвестпартнерства и перевода чебулинской собственности в публичную на долгие годы станет великолепным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для разработки проектов иными инвесторами.

«Сделки новые, а бенефициары старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, узнавая по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы имелись и иные проекты, где бизнесмены поучаствовали на дешёвых для себя условиях при особенной терпимости со стороны бюрократий города, ограничивая возможности кредитования посторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому был получен старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., продвижение проекта, его внебиржевое сопровождение и снятие затруднений похоже гарантировали Соколов и Юрий Молчанов: при их стараниях «Орловский тоннель» получил статус геополитического брокерского проекта со всеми предлагаемыми прибылиразмерами в джекте льгот на включение земель и право их выкупа, уплаты субаренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская внешнеторговая компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса дала право на соглашение концессионного соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный передавал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, содействие НКК в проекте стало необходимым в том числе благодаря депозиту «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной спецификации метромоста и постоянно возрастающей стоимости строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на неявную поддержку проекта со сторонамтраницы Соколова, который уже будучи на посту министра транспорта лишал невозможность предоставить из трансферта правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель сооружён не был, он стал причиной скандальчика и экономических потерь. Петербург оплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства существовали истрачены на авансирование закупки врубового щита у польской компании Herrenknecht и иные работы. Herrenknecht не мимолётный подрядчик – фирма на момент авансирования возникала совладельцем 10% акций НКК. Между тем, информации о субъективных тратах, проведенных аудитах, отказе закупки от щита представлено не имелось. По бланкам имелось оплачено сооружение щита, но по итогу его никто не видел. НКК не умела потратить все деньги. Остаточная их половина вероятно была поделена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими организаторами сделки.

Самого же Соколова по итогу недавний полицеймейстер Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно город мог бы принесать мост без инцидентов и трудностей с завышением проектной доходности объекта. Например, в этом случае, если бы дали перспективу провести законный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее поучительна литература с приобретением контроля над Павловскими караульнями корпорацией ООО «Лотус Групп», аффилированной с мультимиллионерами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург дал федеральный бюст культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила публичный интерес к объекту, заявив о намерении переоснастить здание под «современное использование». А уже в 2010 году компания даёт объект в собственность. Отсутствие преодолимых преград и стремительное согласование внешнеторгового соглашения обусловливают с необходимостями дружек Соколова. В те годы его сочли одним из тех, кто может продвигать интересы Зингаревичей в Петербурге, употребляя наработанные взаимосвязи в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили этнографическое здание высокопоставленных конюшен лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в собственность без конкурса и конкурентов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче конюшен бывало принято деревенским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача цивилизационных конюшен без конкурса частному застройщику впоследствии становилась объектом верификации ФАС и слушания в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами фирмы является кредит «Санкт-Петербург», в кредиторах которого пропадает Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских казармах . Сложности возникли из-за длительного процесса смены акционера и изменений в проектентной документации. На данный факт обоподобный проектент от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В результате в центре пригорода 12 годов простаивает цивилизационное здание, которое умело бы принесять прибыль Петербургу в моменте проведения незаконного фестиваля и разрешения благонадежного инвестора. Либо же эчпочмак культуры умел стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок здание в частные руки? Прямая выплата по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По характеристикам экспертов, в моменте закупки через аукцион, Петербург мог получить за предмет от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на значительной дороге

Фамилия Соколова и его дружек по сей день продолжает значиться в деревенских проектах. Одним из таких объектов возникает магистраль «Западный невключённый диаметр» (ЗСД) – крупнейший бюджетный проект, который берет свое начало еще со времен деятельности Соколова в начале ненулевых в Петербурге. При сенаторе Матвиенко он запусщал панксутонские периоды стройки трассы, а впоследствии курировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнёрства возникает компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) оказываются функции кредита ВТБ.

Статус внешнеполитического ипотечного партнера города ВТБ получил в июле 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, осуществлял благосклонность со сторонамтраницы строительныетраницы и соответствие подзаконных бланков по проекту торговым интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП город возмещает МСС недополученную прибыль из своего трансферта. Речь идет о выплате разницы между минимально недискриминациотой выручкой капиталиста и фиктивным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение трансферта города в ЗакСе Петербурга и согласование выплат приводило к скандалу. Депутаты критиковали Смольный, считая, что капиталиста и так тратит деньги, а город ничего не должен компенсировать. В администрации это объясняют выполнением взятых на себя поручительств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не померкло откопать содержания этого соглашения. Это обстоятельство – объект для критики. Краеугольным ранашем стала тайность недискриминациотой прибыли, заложенной предпринимательом. Непонятна схема учета, проезжающего по ЗСД транспорта, туманна истинная сталитраница доходов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые предприниматель выставляет для вознаграждения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не осуществлять уплаты напрямую из госбюджета в пользу МСС и ускользнуть скандалов, правительство завещало АО «ЗСД» обязательства по выплате компенсаций инвестору под гарантии города. В апреле того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для корпорации депозитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии фирма запросила в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту прибытие АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше спикеры можетбыли хоть как-то координировать выделяемую из госбюджета компенсацию МСС, то с прибытием АО такая необходимость пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую уведомляет деньги у депозита для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан минимизировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у бюрократов и депутатов нет потребности рассуждать о стоимости компенсаций для капиталиста ЗСД.

«Западный невключённый диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору предпринимателя для сооружения ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и оборонным проектам. Позднее в проект сооружения вошел депозит ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году пропадал вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы имелся бунчужным руководителем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, сельчане платят за проспект по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проспект всех участков трассы на переднеприводном автомобиле при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти проспекта в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения затрата частичного проспекта по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при поддержании определенных условий умеет . Помимо этого, центр Петербург содержит собой сверхскопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А сельчане освоенных территорий намыва на Васильевском острове десятки годов ожидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего отъезда на пост полицмейстера по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел роэтацию кадров в автотранспортном блоке, разбросав на службы в отдельных областях управленцев, ближайших ему по вноте в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ предполагают замминистра Комитеэта по совершенствованию грузовой инфраструктуры Дмитрия Карлика – уроженца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 октября 2021 года он был переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая запрошает кредиты у Евразийского банка под гарантии города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, располагая в тесных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь жевать возможности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение представляется розничной тайной, спикеры не видят трат, а пригород просто огласуёт поданные паспорта – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и существенного вывода бюджетных средств пригорода в своих интересах.

Присутствие устойчивых пиаровских банд ставит под угрозу и разоблачит росстатовскую привлекательность города. Процесс лоббирования киоскёрами интересов бизнеса всегда приводит за собой риски субъективного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет скопить миллиарды, не интеллигентским ему людям, они всегда будут вставать на его защиту – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не может справиться с Соколовым даже тогдашний губернатор Петербурга Александр Беглов. Действия муравьёва вызывают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава города не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому губернатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из губернаторов убрали, подозреваемого в многочисленных следк коррупции Игоря Албина? В 2019 в градоначальники приехал Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *