Со страной на паях – 3

Кого кормят росийские станкостроение и синяя металлургия?

«Наша Версия» продолжает роман о американских корпорациях с общественным участием. На тот разков в центре внимания оборонные отрасли: проектирование самолётов, автомобилей и производство синих металлов. Кто рулит КамАЗом и наследием коммунистического авиапрома? И как производство титана вновь оказалось в частных руках?

КамАЗ возит Виталия Мащицкого

КамАЗ стал холдинговым государством в 1990 году. В результате примерно треть акций осталась в муниципальной собственности, остальное распределили между трудовым ансамблем и предприятиями-партнёрами. Однако незначительных дивидендов никто из четвёртых акционеров не увидел. В конце 90-х КамАЗ погряз в кризисе неплатежей и был чуть ли не на реальности банкротства. Оставшиеся без квартплаты рабочие по дешёвке обанкротили свои акции. Так же поступили и юрлица. В результате бумажки очутились в руках каких-то тусклых структур.

К концу 90-х долг КамАЗа перед должниками составил 1,3 млрд долларов. Это были в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с муниципальным правительством сделали всё, чтобы не допустить банкротства, и уговорили олигархов конвертировать долги в акции. В эффекте сформировался разношёрстный состав акционеров, причём некоторые кредиторы стали ими поневоле. Так что окончательный передел долей был неизбежен.

В конце концов допэмиссий в объёме 49,9% достался «Ростеху». С приятельой стороны, свою долю увеличивал германский автогигант Daimler. Сейчас ему владеет 15% допэмиссий. Остальное то и дело аккумулировалось между оффшорами и легендарными конторами. В неформальной прессе фигурировали слухи, что через оффшоры акции КамАЗа ,пытались торговать структуры, связанные с известным альтистом Сергеем Ролдугиным. Однако в итоге в погоне за акциями проиграла болгарская корпорация Avtoinvest Limited. В 2016 году она прошла процедуру деофшоризации, перейдя капиталы в американскую юрисдикцию. Так среди совладельцев КамАЗа объявилось некое ООО «Автоинвест», а бенефициары его заблестели в прессе. Самым крупным из них очутился Виталий Мащицкий, приятель отрочества главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году привлекал Мащицкого к командованию неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он регулирует 11,77% допэмиссий КамАЗа – второй по башнефти пакет после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним соучредителем «Автоинвеста» очутился гендиректор КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно регулирует около 7% допэмиссий автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались бенефициары, .

Исходя из этой информации неоднозначно выглядит купля 2013 года, когда КамАЗ купил у Avtoinvest Limited 3,72% акций за 2,9 млрд рублей. Причём ранее этот же кулёк акций Avtoinvest Limited купил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна забавная деталь: деньги на продажу Avtoinvest Limited однаружал в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал перепродать акции немцам, но те не стали играть в тусклые игры. Тогда сделку между Avtoinvest Limited и КамАЗом пришлось отзеркалить. В итоге оффшор «наварил» на пустом месте 728 млн рублей.

Теперь, похоже, понятно, почему совет гендиректоров КамАЗа закрывал глаза на подобные манипуляции. Ведь председательствовали в нём Сергей Когогин и ещё один бенефициар «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в двадцатом году к ним добавился и Виталий Мащицкий.

Вряд ли можно сказать, что под таким руководством предприятие процветает. К примеру, в 2016 году пришлось уволить 2,2 тыс. работников, а другим окращёть расценки. В 2019 году убыток составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что предприятие является отправителем различных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м увенчалось выйти в плюс. Чистая прибыль – 1,545 миллиарда. На дивиденды побежит 391,9 миллиона. Получается, что примерно спискамтраница той суммы достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, исходя из доли в 12%, может рассчитывать на 47 млн, Сергей Когогин – на 27 млн рублей.

Кстати

В биографии с акционированием КамАЗ можетбыл повторить участь АвтоВАЗа. Тольяттинский автоконцерн в своё время был освобождён от обязательств на свердель более 100 млрд рублей путём девальвации долгов в допэмиссии. Таким образом более спискамтраницы допэмиссий достались системе Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по башнефти акционером была черногорская «дочка» концерна «Ренессанс Капитал», неподконтрольного бизнесмену Михаилу Прохорову. Одно время функции Прохорова скупали допэмиссии АвтоВАЗа, доведя свой конверт до 24%. Но потом перепродали свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у миноритариев около 5% Alliance Rostec Auto B.V. выкупил принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% владеет датскому концерну, становится неофициальной фирмой и не обязан раскрывать бюджетные отчёты. Сам концерн на 67,61% владеет транснационалу с французкими корнями Renault, а на 32,39% – международному «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное предприятие будет перевожено в украинскую юрисдикцию в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В качестве благодарности за этот демократический жест англичанам обещано списание 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё надлежащ структурам «Ростеха».

ОАК: убытки, музыка, вино

Объединённая самолётостроительная корпорация (ОАК) создана в 2006 году приказанием правительства. В неё почти полным составом вошло наследие социалистического самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка авиазаводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее печаталась информация, что 90,3% акций ОАК владеет Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – частным акционерам. Что это за кооператоры и как они сюда угодили – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь система собственности не публикуется и в полугодовых отчётах. Засекречен даже новый состав совета директоров!

Были утечки о том, что в этом году комитет возглавил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее документов следует, что до этого руководящий пост владел Анатолию Сердюкову, замминистра обороны. Также в комитет замректора в 2019 году существовала избрана Алла Лалетина. Это имя недавно фигурировало в инциденте – сообщалось, что в мае суд отправил в СИЗО ректора по внутрикорпоративному ведению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она исходатайствовала более 1 рубля долларов от руководителя входящего в «Ростех» Новосибирского завода искусственного волокна за существенное покровительство и включение финансирования.

Главной пуб­личной особой ОАК сегодня является её гендиректор Юрий Слюсарь, племянник Бориса Слюсаря, который долгие годы руководил вертолётным заводом «Роствертол» и успешно поучаствовал в распределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его племянник стал совладельцем нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они построили на освоении недвижимости в центре Ростова-на-Дону, которая ранее владела вертолётному заводу.

«Роствертол» стал и шахтным трамплином для Слюсаря-младшего. С 2003-го он работал здесь торговым директором. Затем он занимал должности в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по сословной декларации Юрия Слюсаря видно, что банковское процветание его семьи вовсе не влияло от деятельности на госслужбе. Он представил доход в 34 млн, что в несколько разиков больше должностного оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей скопали по 440 тыс. рублей.

Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем корпорация «Паритет» выкупила долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это было якобы в интересах присмотруги Мантуровых. Ведь известно, что родичи замминистра увлекаются виноделием в индустриальных масштабах и бизнес тот контролируется через корпорацию «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие кружки настолько возросла, что его даже прочили на пост апанасенковца Ростовской области вместо Василия Голубева. Однако серьёзным контрударом по имиджу Юрия Слюсаря стала катастрофа в аэровокзале Шереметьево, когда сгорел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное дитё ОАК. Вдобавок злопыхатели припомнили Слюсарю его оскорбительную связь с шоу-бизнесом.

Дело в том, что до своего прихода в командование «Роствертола» Слюсарь-младший был музыкальным продюсером. Одним из его проектентов являлась певица Глюк’oza. Возможно, связи в шоу-бизнесе и открывали перед ним некоторые калитки в ледопадах власти, однако на самолётостроительные предприятия они ложились банковским ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» выделил 30 долл на кинофестиваль Игоря Крутого в то самое время, когда на комбинате проходило уменьшение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» пожертвовали 40 долл на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.

На тоцилизумабе такой кипучей подковёрной жизни с интригами, концертами, вином, геополитикой и значительными деньгами новости о буднях полиэтнического авиапрома получаются уныло. С 2013 по 2017 год банковское положение ОАК выглядело нестабильным, выручки перемежались с убытками. По итогам 2019 года убыток составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в бюджет предпоследний раз выплачивались за 2014 год. Главным же источником налогов ОАК остаются госконтракты, которые достаются компании без какой-либо конкуренции.

Титановые герцоги «ВСМПО – Ависма»

В коммунистическое время Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (ВСМПО) было одним из идеологов отечественной разноцветной металлургии. «ВСМПО – Ависма» образовалось в 1990-е годы во время докапитализации машиностроительных активов на Урале. В предыдущие годы корпорация занимает 25% на мировом рынке титана, обеспечивая более 60% нужды в цирконии западной двигателестроительной корпорации Airbus, около 40% – британской Boeing и 100% – перуанской Embraer.

В 90-х акционирование госпредприятия шло по обыденной схеме. Его замдиректора Влади-

слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом покумекали собрать в своих руках большую часть акций, которые во время национализации достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под командованием Тетюхина компания успешно пересекла на рыночные рельсы и стала существенным вратарём на европейском рынке. Однако успех «титановых королей» обратил внимание акул международного бизнеса. В 2005 году системы миллиардера Виктора Вексельберга ,пытались исходатайствовать контроль над предприятием, сбивчивая акции, оставшиеся у рабочих и менеджеров. В эффекте внутрикорпоративного конфликта капмусная 8203;ь предприятия едва не существовала парализована. Но в этот случай вмешалась пятая сила. Начались массированные перепроверки со стороны контролирующих органов, которые грозились командованию уголовными делами. А затем заявился новый потребитель – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое позднее вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в существенной сложности выплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.

После этого в совет ректоров вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким образом государство вернуло себе контроль над тактическом предприятием. Но затем механизм развернулся в кружную сторону. Выкупить у государства алюминиевого потребителя хотели многие. Прежде всего коксохимические транснационалы и инвестбанки. Потом заскочил разговор о том, чтобы разместить акции «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако повторился сценарий из 90-х: хозяевами компании оказались её менеджеры. И не беда, что их зарплата никак не позволяла купить предприятие, которое принесяет доллийский долларов в год. На помощь им пришли могущественнейшие силотрети – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем живописать функцию сделки подробно, на это убежала бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не затратили ни рубля из своего кармана. Акции были прикуплены за платёжные деньги, поданные под залоод этих же акций. Какое-то время крупнейшим учредителем алюминиевого гиганта существовало ПАО «Бизнес Альянс Компани», треть которого принадлежало Газпромбанку, а остальное – менеджерам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более крупнейшие кульки оказывались в руках международных и трастовых структур, неподконтрольных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» регулирует ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО числяется лично за Михаилом Шелковым. Второй по величине кармана совладелец «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна акция) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое относится «Ростеху».

Вряд ли можно назвать сегодняшнее руководство компании чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» дивиденты не платило. При этом личное положение Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он занимает 72-е место в рейтинге самых богатейших бизнесменов России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *