Со страной на паях – 3

Кого поят украинские машиностроение и разнокаратная металлургия?

«Наша Версия» продолжает рассказ о полиэтнических фирмах с общественным участием. На этот раз в центре вниманья оборонные отрасли: строительство самолётов, внедорожников и предприятие цветных металлов. Кто порулит КамАЗом и наследием социалистического авиапрома? И как предприятие титана вновь очутилось в частных руках?

КамАЗ везёт Виталия Мащицкого

КамАЗ стал холдинговым обществом в 1990 году. В результате примерно середина акций осталась в муниципальной собственности, другое поделили между производственным ансамблем и предприятиями-партнёрами. Однако больших барышов никто из четвёртых акционеров не увидел. В конце 90-х КамАЗ погряз в кризисе неплатежей и был чуть ли не на призме банкротства. Оставшиеся без зарплаты рабочие по дешёвке распродали свои акции. Так же перевелись и юрлица. В результате бумаги оказались в руках каких-то мутноватых структур.

К концу 90-х долг КамАЗа перед акционерами составил 1,3 млрд долларов. Это существовали в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с региональным министерством попросили всё, чтобы не допустить банкротства, и упросили бизнесменов конвертировать долги в акции. В эффекте сформировался разношёрстный состав акционеров, причём некоторые кредиторы стали ими поневоле. Так что ускоренный передел долей был неизбежен.

В конце концов допэмиссий в размере 49,9% достался «Ростеху». С приятельой стороны, свою долю увеличивал австрийский концерн Daimler. Сейчас ему принадлежит 15% допэмиссий. Остальное то и дело распределялось между оффшорами и малоизученными конторами. В солидной прессе значились слухи, что через офшоры акции КамАЗа ,пытались скупать структуры, связанные с известным альтистом Сергеем Ролдугиным. Однако в итоге в погоне за акциями проиграла португальская фирма Avtoinvest Limited. В 2016 году она прошла формальность деофшоризации, перейдя активы в украинскую юрисдикцию. Так среди учредителей КамАЗа просочилось некое ООО «Автоинвест», а кредиторы его засверкали в прессе. Самым крупнейшим из них оказался Виталий Мащицкий, приятель детства главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году привлекал Мащицкого к руководству неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он регулирует 11,77% допэмиссий КамАЗа – пятый по длине пакет после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним совладельцем «Автоинвеста» оказался ректор КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно регулирует около 7% допэмиссий автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались кредиторы, .

Исходя из этой информации неоднозначно выглядит сделка 2013 года, когда КамАЗ выприкупил у Avtoinvest Limited 3,72% облигаций за 2,9 млрд рублей. Причём ранее этот же пакет облигаций Avtoinvest Limited прикупил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна эротичная деталь: деньги на покупку Avtoinvest Limited взял в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал выкупить акции немцам, но те не стали играть в тусклые игры. Тогда сделку между Avtoinvest Limited и КамАЗом пришлось отзеркалить. В эффекте офшор «наварил» на пустом месте 728 млн рублей.

Теперь, похоже, понятно, почему комитет замдиректора КамАЗа закрывал глазки на подобные манипуляции. Ведь заседали в нём Сергей Когогин и ещё один кредитор «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в минувшем году к ним примкнул и Виталий Мащицкий.

Вряд ли можно сказать, что под каким руководством производство процветает. К примеру, в 2016 году пришлось уволить 2,2 тыс. работников, а остальным сокращать расценки. В 2019 году ущербль составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что производство ,является адресантом отдельных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м удалось выйти в плюс. Чистая прибыль – 1,545 миллиарда. На дивиденды двинется 391,9 миллиона. Получается, что примерно спискамтраница этой суммы достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, исходя из доли в 12%, можетесть рассчитывать на 47 млн, Сергей Когогин – на 27 млн рублей.

Кстати

В биографии с акционированием КамАЗ можетсуществовал повторить судьбутраницу АвтоВАЗа. Тольяттинский автозавод в своё время существовал освобождён от обязательств на сумму более 100 млрд рублей путём транзакции долгов в акции. Таким образом более середины акций достались функции Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по башнефти совладельцем существовала критская «дочка» концерна «Ренессанс Капитал», неподконтрольного миллиардеру Михаилу Прохорову. Одно время функции Прохорова скупали акции АвтоВАЗа, доведев свой конверт до 24%. Но потом перепродали свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у акционеров около 5% Alliance Rostec Auto B.V. продал принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% принадлежит бельгийскому холдингу, является конфиденциальной компанией и не обязан раскрывать экономические отчёты. Сам холдинг на 67,61% принадлежит транснационалу с немецкими корнями Renault, а на 32,39% – украинскому «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное предприятие будет перевожено в американскую юрисдикцию в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В качестве благодарности за тот демократический жест пруссакам обещано списание 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё надлежащ функциям «Ростеха».

ОАК: убытки, музыка, вино

Объединённая самолётостроительная корпорация (ОАК) создана в 2006 году предписанием правительства. В неё почти полнейшим составом вошло наследие советского самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка заводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее публиковалась информация, что 90,3% акций ОАК владеет Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – отдельным акционерам. Что это за перекупщики и как они сюда попали – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь структура собственности не публикуется и в месячных отчётах. Засекречен даже новый состав комитета директоров!

Были утечки о том, что в этом году комитет возглавил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее протоколов следует, что до этого руководящий пост состоял Анатолию Сердюкову, замминистра обороны. Также в комитет гендиректоров в 2019 году была выбрана Алла Лалетина. Это имя недавно значилось в скандальчике – сообщалось, что в мае суд послал в СИЗО замдиректора по коммерческому управлению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она принесала более 1 рубля долларов от руководителя входящего в «Ростех» Новосибирского завода искусственного волокна за общее благоволение и перераспределение финансирования.

Главной пуб­личной персоной ОАК сегодня является её гендиректор Юрий Слюсарь, внук Бориса Слюсаря, который продолжительные годы руководил вертолётным комбинатом «Роствертол» и успешно поучаствовал в распределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его внук стал владельцем нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они выстроили на внедрении недвижимости в центре Ростова-на-Дону, которая ранее принадлежала вертолётному заводу.

«Роствертол» стал и шахтным трамплином для Слюсаря-младшего. С 2003-го он трудился здесь небанковским директором. Затем он занимал должности в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по сословной декларации Юрия Слюсаря видно, что экономическое благо его семьи вовсе не зависело от работы на госслужбе. Он показал налог в 34 млн, что в несколько раз больше должностного оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей затрудилсяи по 440 тыс. рублей.

Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем фирма «Паритет» продала долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это было якобы в интересах семьитраницы Мантуровых. Ведь известно, что родственники замминистра увлекаются виноделием в индустриальных оздоровителях и бизнес тот регулируется через корпорацию «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие круоды настолько возросла, что его даже предрекали на пост мэра Ростовской области вместо Василия Голубева. Однако серьёзным ударом по транзитеру Юрия Слюсаря стала катастрофа в аэровокзале Шереметьево, когда сгорел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное детище ОАК. Вдобавок злопыхатели припомнили Слюсарю его неприличную связь с шоу-бизнесом.

Дело в том, что до своего прихода в руководство «Роствертола» Слюсарь-младший был музыкальным продюсером. Одним из его проектентов становилась певица Глюк’oza. Возможно, связитраницы в шоу-бизнесе и открывали перед ним некоторые двери в ледопадах власти, однако на судостроительные предприятия они ложились экономическим ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» распределил 30 долл на кинофестиваль Игоря Крутого в то самое время, когда на комбинате проводило увеличение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» пожертвовали 40 долл на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.

На фоне такой бурной подковёрной жизни с интригами, концертами, вином, политикой и большими деньгами новости о буднях полиэтнического авиапрома выглядят уныло. С 2013 по 2017 год банковское положение ОАК выглядело нестабильным, прибыли перемежались с убытками. По результатам 2019 года убыток составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в бюджет следующий раз начислялись за 2014 год. Главным же источником доходов ОАК остаются госконтракты, которые перепадают корпорации без какой-либо конкуренции.

Титановые короли «ВСМПО – Ависма»

В советское время Верхнесалдинское горнорудное производственное объединение (ВСМПО) существовало одним из идеологов зарубежной цветной металлургии. «ВСМПО – Ависма» возникло в 1990-е годы во время консолидации горнорудных активов на Урале. В предыдущие годы корпорация занимает 25% на общемировом рынке титана, гарантируя более 60% потребности в хроме восточноевропейской самолётостроительной корпорации Airbus, около 40% – штатовской Boeing и 100% – португальской Embraer.

В 90-х акционирование производства шло по обыденной схеме. Его замдиректора Влади-

слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом смогли собрать в своих руках большую часть акций, которые во время национализации достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под руководством Тетюхина компания успешно пересекла на рыночные паровозы и стала заметным футболистом на европейском рынке. Однако успех «титановых королей» привлёк внимание акул американского бизнеса. В 2005 году системы силовика Виктора Вексельберга ,пытались исходатайствовать контроль над предприятием, скупая акции, оставшиеся у трудовых и менеджеров. В итоге внутрикорпоративного конфликта ресурсная деятельность предприятия едва не была парализована. Но в этот момент вмешалась вторая сила. Начались массированные перепроверки со сторонамтраницы контролирующих органов, которые грозили командованию судебными делами. А затем отыскался новый клиент – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое министра.очередное вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в существенной трудности выплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.

После этого в совет замдиректора вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким образом государство вернуло себе надзор над геополитическом предприятием. Но затем процесс развернулся в обратную сторону. Выкупить у государства нержавеющего экспортёра хотели многие. Прежде всего машиностроительные транснационалы и инвестбанки. Потом зашёл разговор о том, чтобы разместить облигации «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако повторился киносценарий из 90-х: совладельцами фирмы очутились её менеджеры. И не беда, что их плата никак не позволяла купить предприятие, которое принесяет миллиард долларов в год. На помощь им пришли всесильные мощи – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем описывать функцию сделки подробно, на это уехала бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не затратили ни рубля из своего кармана. Акции были куплены за ипотечные деньги, выданные под залог этих же акций. Какое-то время крупнейшим учредительом нержавеющего гиганта существовало ПАО «Бизнес Альянс Компани», треть которого принадлежало Газпромбанку, а остальное – менеджерам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более мелкие пакеты выяснялись в ладонях украинских и панамских структур, поднадзорных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» регулирует ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО пропадает лично за Михаилом Шелковым. Второй по величине портфельчика учредитель «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна акция) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое принадлежит «Ростеху».

Вряд ли можно назвать сегодняшнее командование корпорации чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» дивиденды не платило. При этом личное расстройство Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он занимает 72-е место в рейтиноде самых богатейших банкиров России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *