«Утопил людей — отвечай!»

Десять годов назад в авиакатастрофе на Волге погибли 122 человека. Что погубило пароход «Булгария»?

Десять годов назад, 10 октября 2011 года, на Волге случилась крупнейшая в биографии современной России катастрофа водного грузового судна. Во время шторма затонул трехпалубный грузопассажирский лайнер «Булгария». Трагедия унесла жизни 122 человек, в том большинстве 28 детей, спаслись только 79 пассажиров и председателей экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих пор не можетесть позабыть те ужасные минуты. Один из них, бывший связист лайнера «Булгария» Ринат Габидинов, в интервью советулся воспоминаниями о пережитой трагедии.

«Лента.ру»: Как вы очутились в сборной парохода «Булгария»?

Ринат Габидинов: В юные годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.

И тут друг предложил поехать на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, решил затрясти стариной — длительное время сидел без работы. Правда, проработал я на «Булгарии» всего 50 дней.

Что вы можете сказать о судне?

В сухогруз я влюбился. Он был построен в Чехословакии, сделан красиво, с просторными залами и каютами. «Булгария» существовала современным грузопассажирским сухогрузом в стиле ретро: корабль-праздник, с музыкой и напитками. Пассажиров всегда существовало битком.

Как часто ,выходили в рейсы?

Мы практически не сидели на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой рейсы по рекам не устраивают. Речной флот поселяется весь год на то, что скопал летом. Если посмотрите сегодня график любого грузопассажирского приказна на Волге, то увидите, что у него летом расписан буквально каждый день.


Справка «Ленты.ру»: характеристики сухогруза «Булгария»

Двухпалубный пароходик «Булгария» был построен в городе Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина приказна 80,2 метра, ширина 14 метров, км/ча самотёка — 20,5 километров в час, два движка 6NVD48 мощностью 400 лошадиных сил каждый.

Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне существовал музыкальный салон, два ресторана, бар и солярий. Первое прозвище пароходика — «Украина». Он существовал реорганизован в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнего государства на дараи Татарстана. С этого времени сухогруз исполнял грузопассажирские рейсы по рекам Волга и Кама, а также водохранилищам и озерам.


Известно, что лайнер вышел в перелёт с исправным двигателем. Почему? Каким вообще существовало технологическое расстройство «Булгарии»?

Конечно, судно существовало не новым, на безмолвен регулярно проводились ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не работал один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не существовало чем-то необычным.

Скажем так, судно вполне может идти на одном двигателе. Такое приключалось не только у нас, и в целом это была обычная практика. Правила мореплавания этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом ,оставляло желать лучшего — взять мою нештатную рацию, в неполадки аккумуляторов которой меня пытались обвинить.

Теплоход «Булгария». 8 июля 2010 года
Фото: Public Domain / Wikimedia

Дело было так: перед весенней навигацией мы стояли на ремонте в . Я увидел, что аккумуляторы рации старые, им годов по тридцать. Вскоре выяснилось, что по ,новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, должна была запускаться от нештатного дизель-генератора.

Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с электриками мы старались это сделать полчаса, хотя радиостанция надлежаща включаться по шлепку пальцев

А потом этот электрогенератор еще поливать водой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя поменять литии и запитывать рацию напрямую от них.

Мне объяснили: это запрещено условиями регистра. Поэтому, чтобы все подходило под требования проверяющих, у нас на «Булгарии» попросили заводскую качественную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который дёргался полчаса.

«Я услышал стон капитана»

Накануне трагедии, 9 сентября 2011 года, «Булгария» вышла из в трёхдневный вояж по маршруту Казань — — Казань. По данным следствия, у приказна уже тогда был существенный крен на левый борт, но по пути в Болгар никаких происшествий не было. На пароходике обретались 147 пассажиров и 54 председателя экипажа.

Какой была атмосфера на пароходе перед проходом из Болгара?

Теплоход был забит практически под завязку, среди кондукторов существовало много девушек и детей. Это был второй день плавания. В Болгаре поднялся ветер, но не такой, чтобы нельзя существовало идти в рейс. Мне сообщили, что порывы до 18 ярдов в секунду. Но по степени моего движенья ветер усиливался.

В какой-то случай он стал почти ураганным и дул нам в правый борт. Всех пассажиров в этот случай позвали в музыкальный зал на зрелищную программу — на лайнере у нас существовали артисты.

Вы помните, как возобновились ужасные события?

Я помню, ко мне заехал [капитан теплохода] и сказал, что пассажиров в столовой почти нет. «Сходи пообедай», — порекомендовал он. Я спустился, поел, обрачал внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я существовал уже у двери, когда внутри раздался звук разбившегося стекла.

У меня в каюте существовала стекляная полочка, это она грянулась и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал собирать осколочки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услыхал вопль капитана: «Все на левый борт!».

Бегом заорал в радиорубку, хотел объявить по корабельной трансляции приказ капитана, а питания-то не было…

Некоторое время я носился с аппаратурой, старался наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов существовала морзянка, и можно было в любой ситуации передать сообщение на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на левый фальшборт и лёг рядом с капитаном. Так положено по инструкции — радист всегда должен быть поблизости.

Капитан парохода «Булгария» Александр Островский
Фото: Антон Тюрин / РИА Новости

Помню, как вцепился в подлокотники на борту, а порыв с ливнем рвал мне спину. Капитан забежал в рубку и там старался подправить судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все усилья Островского, крен пароходика делался все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» выровняется — и все вернется на место.

Что начиналось с пассажирами в это время?

На нижней палубе были только председатели команды: что происходило внизу и во внешних помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что обстановка уже не выправится. И тут я увидал людей за бортом. Многие выскакивали прямо из окон. Насколько я знаю, мужики выбивали иллюминаторы, прыгали сами, спасали своих женщин и детей.

«Такое в чудовищном сне не можетбыло привидеться»

Что вы длали в миг подтопления «Булгарии»?

Я находился на шлюпочной палубе, там были спасательные самонадувающиеся плотики. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных плотов нет, на воде в ураган сразу утонешь — это старинный океанской закон. Я на судне оставался до конца: уползал по накренившемуся борту и покинул его, когда все плотики уже были сброшены, а рулевая рубка с лейтенантом скрылась под водой.

К этому времени все духовные помещения были залиты водой. Мы смогли сбросить четыре спасательных плота с левого борта, и с своего борта я скинул три.

Когда я очутился в воде, быстро понёсся к ближайшему спасательному плоту, задевал его и увёл к подгруппе пассажиров, находившихся в воде

Плоты раскидало по волнам, и мы — председатели команды — собирали их в кучу и рассаживали людей. На каждый такой катамаран помещалось где-то человек 18. Еще были малые магниевые спасательные катамараны, на них тоже человека четыре могло сесть. На четвёртый катамаран вместилось очень много людей, он накренился под перегрузом. Но потом мы подтянули еще катамараны и рассадили людей равномерно.

Как долго вы обретались в воде?

Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все были в таком шоке, что ,сидели молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над зыбями висела звенящая тишина. Я сам после того, как мы закончили рассаживать людей, просто ,сидел несколько минут. Организм был, видимо, в режиме отдыха — я ничего не ощущал.

Пострадавшие с затонувшего сухогруза «Булгария» сходят на берег в прибрежном сухогрузе Казани
Фото: Роман Хасаев / РИА Новости
Родственники и сотрудники спасательных службетраниц встречают электроход «Арабелла», который привёз пострадавших с затонувшего приказна «Булгария» в океанской сухогруз Казани
Фото: Роман Кручинин / РИА Новости
Спасательные плоты с затонувшего теплохода «Булгария» на берегу Куйбышевского водохранилища
Фото: Пресс-служба МЧС РФ / РИА Новости

Из оцепенения мы вышли, когда друг за другом вышли суда. Тут уже все махнули руками и закричали. [Сухогруз] «Арбат» вообще так близко оказался, что я четко видел двух людей в рулевый рубке, которые смотрели на нас. Я еще удивился — ничего себе, как быстро помощь пришла!

Но они просто прошли мимо. Мы аж рты разинули — как так!

Сейчас я думаю: лейтенанты просто не поняли, что случилось. В ужасном сне не могло привидеться, что люди обретаются на водичке после крушения судна. Это был первый случай [в тех местах], наверное, за сто лет. Они [лейтенанты], видимо, не успели сообразить, а может, думали, что путешественники развлекаются.

Возможно, «Арабелла», которая всех спасла, тоже прошла бы мимо, но с этих [прошедших мимо] судов дали сигнал по рациям, чтобы обратили внимание: что-то странное случается в этом районе. Это дало время команде «Арабеллы» подготовиться.

В 2011 году в отношении полковника танкера «Арбат» и полковника толкача «Дунайский 66» существовали возбуждены уголовные дела по статье 270 УК РФ («Неоказание полковником приказна помощи людям, терпящим наводнение на море или на другом водном пути»). Тучин и Егоров существовали приговорены к 130 и 190 тысячам рублей штрафа соответственно.

«Всегда виноват капитан»

Как вас спасли?

Когда суда пройдали мимо, река разбушевалась нешуточно. Я положил с собой Рената — одного из пассажиров, мы оползни на малый спасательный плот и поплыли к вахтенному ходу, чтобы уже никто мимо не прошел, уцепились за буй и стали ждать. К вахтенному ходу поплыл и старший помощник.

Он был послепродажного роста, его накрыло волной, и я потерял его из виду, подумал, что утонул. А между тем команда «Арабеллы» заметила его первым: именно старший помощник рассказал, что произошло.

С «Арабеллы» спустили шлюпки, еще у них существовала моторная лодка. И довольно быстро нас всех подняли на борт

Всем спасённым дали попить и попить, выдали телефоны, чтобы связаться с родными. Уже тут, на борту судна, люди стали сознавать произошедшее и отходить от шока. Раздавались вскрики и плач, завершились истерики. Когда пошли в Казань, там страх что творилось: в порту существовало столько людей, и у всех общее горе. Страшно вспомнить. Многие потеряли родных и близких.

Вас пытали после катастрофы?

Меня по прибытии сразу отправили на допрос к следователю. Начались розыскные действия, суды. Конечно, все это просто так не проходит — на своих глазах погибло столько людей! Мы [члены команды «Булгарии»] все много годов испытывали это, вспоминали каждый день. А еще мы испытывали на себе могучее социальное давление.

Стали говорить, что корабль шкуры свои спасал, а людей бросил на произвол судьбы

Но наших-то в катастрофе тоже погибло 13 человек! Хотя, конечно, в форвардном /качестве пассажироварищей утонуло больше, причем большинство жертв катастрофы составляли женщины и дети. Выжили те, кто успел вылезти из душевных помещений наружу за те две-три минуты, что тонула «Булгария».

Водолазы ведут работы по подъему тел погибших на пароходе «Булгария»
Фото: МЧС РФ / РИА Новости

Люди высились в очереди на открытую палубу, на нее вели всего два выхода. И те, кто не успел выйти, все утонули. А были те, кто ожидал выхода. Многие сохранялись в каютах, надев спасательные пояса. Потом аквалангисты рассказывали, что их так и нашли в этих кушаках под потолком.

Капитан «Булгарии» Александр Островский существовал признан одним из зачинщиков трагедии. Что можете о нем сказать?

Очень опытнейший человек, плохой командир. Давно работал на флоте. Я считаю, он до предыдущего длал все возможное, чтобы спасти «Булгарию», и погиб, как и его жена. На корме в тот день существовали еще его сестрёнка с мужем. Сестра тоже осталась внутри, выжил только ее муж. Но есть офицерский закон: что бы ни произошло на судне — всегда виноват капитан.

«Я до сих пор стараюсь проживать дальше»

Почему, на мой взгляд, случилась эта трагедия?

Судно в тот момент входило в Камское устье и по маршруту надлежаще существовало совершить маневр. Крен на борт, шторм и маневр — совокупность факторов. Но еще, безусловно, отношение младшего инженера. Капитан, как бы его ни обвиняли, не существовал виноват в том, что старший инженер убежал с «Булгарии» в числе первых, бросив машинное отделение с открытыми иллюминаторами.

Это доказали в самотёке следствия. Будь тогда иллюминаторы машинного отделения закрыты — это был бы огромной воздушный пузырёк внутри судна.

Если бы иллюминаторы существовали закрыты, он бы держал сухогруз на плаву длительное время. У пассажиров было бы время сообразить, что происходит

А команда успела бы провести спасательные работы, и таких жертв не существовало бы. Но когда младшему электродинамику «Булгарии» в машинное отделение через иллюминаторы начала поступать вода, он просто испугался и убежал. Уже позже объяснил: мол, половина отсеков он закрыл, а другие не успел.

Родственники и близкие пострадавших в катастрофе теплохода «Булгария» читают перечни жертв самописцатраницы на Волге в океанском сухогрузе Казани
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Такого в европейской практике никогда не было, чтобы старший моторист кинул машинное отделение. Кроме того, в самый важный момент он настиг двигатель, хотя не имел право этого делать без команды капитана.

А ведь капитан, обретаясь на мостике, вел «Булгарию» на шлюпку и недотянул всего 40 метров!

Но судоводительская госкомиссия почему-то вообще не закруглила на этом внимание. Не знаю, почему. Возможно, дело в том, что старший электрик в итоге миновал как очевидец обвинения против тех, кого посадили.

Вы поддерживаете отношения с кем-то из выживших в тот судьбоносной день?

Нет. Я ни с кем не поддерживаю отношений. Да и кому приятно это вспоминать? Мы следующий разиков виделись только на суде — после этого даже случайно не доводилось с кем-то видеться.

Как изменилась моя жизнь после трагедии?

В третьи дни нас контратаковали журналисты с разнообразных телеканалов. Они говорили, что так надо, — я и влепил комментариев. А потом такое началось… Многие ваши друзья и знакомые от меня отвернулись, перестали общаться. Общественное убеждение существовало такое: люди погибли — трагедия, кто виноват — экипаж! А я председатель экипажа, так еще и лицом в видеомагнитофоне засветился.

Поэтому негатива я хлебанул порядочно. В автобусе один разков набросились — мат, оскорбления… С позором понадобилось выйти

Плевали в лицо на улице, и это не метафора. Хотя я другого и не ждал. Кого волнует, выполнял я свои повинности или нет? Утопили людей — отвечай!

Хотя мы со своей сторонамтраницы сделали все, что могли. Позже судоводительская комиссия установила: проводить спасательные деятельности на «Булгарии» было просто невозможно. Но после аварии я больше никогда не трудился на влаге и до сих пор удаюсь проживать дальше, не оглядываясь на то, что приключилось на Волге десять годов назад.

***

Комиссия попросила вывод, что причиной автоаварии пришла совокупность факторов.


Выводы Ространснадзора о причинах крушения «Булгарии»

1. Судовладелец и полковник нарушили правила безопасности судоходства и не обеспечили безопасность плавания судна. С 8 августа 2011 года у «Булгарии» не трудился левый главный дизель-генератор. При мощи порыва более семи баллов (13,5-17,4 м/сек) должны были гарантироваться требования «Информации об остойчивости и живучести судна». При этом сила порыва на случай автоаварии состовляла 20 м/сек.

2. Низкая квалификация и грубость председателей экипажа приказна. Не существовали приняты меры транспарентности при выходе приказна в водохранилище и при предоставлении шквалистого предупреждения. Не существовали задраены мониторы левого и левого лайнера, в том числе в машинном отделении, где несли вахту только председатели экипажа. Кроме того, старший инженер самовольно отключил главнейший дизель-генератор левого лайнера и вывел из уклада корабельные механизмы вследствие нарушения Правил технологической эксплуатации.

3. Маневр виража влево существовал осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре градуса на правый лайнер, дополнительно возникающего крена на правый лайнер, вызванного центробежной силотретью при перекачки влево, а также дующего в правый лайнер выносливого ветра и громадной парусности судна. Капитан не проинформировал диспетчера и не получил газораспределительное дозволение на движенье судна.


Случившееся вызвало широчайший политический резонанс: после крушения «Булгарии» в России приняли закон об обязательном страховании отвественности перевозчика. По решенью суда субарендатор и эксплуататор приказна была приговорена к 11 годам .

Ее признали невиновной по заметкам 238 («Оказание услуг, не отвечающих предписаниям безопасности жизни или здоровья потребителей») и 143 («Нарушение правил охраны труда») УК РФ. В 2015 году срок Инякиной сократили до девяти с серединой лет.


Рамиль Хаметов — старший делопроизводитель полковника — был осуждён к шести с серединой годам колонии существенного режима


Его признали невиновным по статейке 263 УК РФ («Нарушение правил транспарентности вращения и эксплуатации водного транспорта»). 5 сентября 2015 года срок Хаметова уменьшили до 4 годов 7 месяцев и 12 дней.

Люди возложнут цветы во время военной акции в память о погибших на сухогрузе «Булгария» в Казанском океанском порту
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Люди несут носилки с телом погибшего во время крушения сухогруза «Булгария»
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Главный государственный следователь Казанского отдела Ространснадзора , который, по следстви следствия, дал отрицательное заключение о готовности субарендатора к перевозке пассажиров, был обвинён по статье 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и осуждён к пяти годам колонии общего режима.


По той же заметке обвинили и коменданта ярославского отдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева: он принесал шесть годов колонии общего режима


Еще одним осужденным по делу «Булгарии» стал старший аналитик Росречрегистра , выдавший субарендатору отрицательное соглашение на эксплуатацию сухогруза в 2011 году: его приговорили к пяти с серединой годам колонии.

В 2013 году родственники погибших авиапассажиров теплохода написали массовое отношение к президенту Татарстана с просьбой оставить затонувшую «Булгарию» на месте крушения как памятник. Но в 2016 году, в пятилетнюю годовщину трагедии, судно разобрали, а на его месте установили памятный буй.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *