«Утопил людей — отвечай!»

Десять годов назад в самописцатранице на Волге погибли 122 человека. Что сгубило теплоход «Булгария»?

Десять годов назад, 10 октября 2011 года, на Волге произошла крупнейшая в предыстории современной России катастрофа озёрного пассажирского судна. Во время урагана затонул двухпалубный грузопассажирский пароход «Булгария». Трагедия утащила жизни 122 человек, в том числе 28 детей, спаслись только 79 кондукторов и председателей экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих пор не можетесть позабыть те жуткие минуты. Один из них, бывший радист парохода «Булгария» Ринат Габидинов, в интервью советулся воспоминаниями о пережитой трагедии.

«Лента.ру»: Как вы очутились в сборной пароходика «Булгария»?

Ринат Габидинов: В молодые годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.

И тут друг предложил двинуться на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, решил затрясти древностью — долгое время сидел без работы. Правда, прослужил я на «Булгарии» всего 50 дней.

Что вы можете сказать о судне?

В теплоход я влюбился. Он был построен в Чехословакии, сделан красиво, с просторными залами и каютами. «Булгария» была ренессансным грузопассажирским сухогрузом в стиле ретро: корабль-праздник, с музыкой и напитками. Пассажиров всегда было битком.

Как часто выводили в рейсы?

Мы практически не стояли на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой круизы по рекам не устраивают. Речной флот поселяется весь год на то, что скопал летом. Если посмотрите сегодня график любого грузопассажирского приказна на Волге, то увидите, что у него летом расписан буквально каждый день.


Справка «Ленты.ру»: характеристики теплохода «Булгария»

Двухпалубный пароход «Булгария» существовал построен в городе Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина приказна 80,2 метра, ширина 14 метров, км/ча хода — 20,5 километров в час, два дизеля 6NVD48 мощностью 400 ослиных силотретей каждый.

Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне существовал музыкальный салон, два ресторана, паб и солярий. Первое заглавие электрохода — «Украина». Он существовал переименован в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнего государства на территории Татарстана. С этого времени теплоход выполнял грузопассажирские перелёты по речкам Волга и Кама, а также водохранилищам и озерам.


Известно, что теплоход вышел в рейс с исправным двигателем. Почему? Каким вообще существовало технологическое состояние «Булгарии»?

Конечно, судно было не новым, на беззвучен регулярно проводились ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не работал один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не было чем-то необычным.

Скажем так, судно вполне может идти на одном двигателе. Такое случалось не только у нас, и в целом это была обычная практика. Правила судоходства этого не запрещали. Но электрооборудование на «Булгарии» в целом оставляло хотеть лучшего — положить нашу экстренную рацию, в неисправности аккумуляторов которой меня силились обвинить.

Теплоход «Булгария». 8 октября 2010 года
Фото: Public Domain / Wikimedia

Дело было так: перед зимней навигацией мы ,стаивали на ремонте в . Я увидел, что аккумуляторы рации старые, им годов по тридцать. Вскоре выяснилось, что по новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, надлежаща была запускаться от нештатного дизель-генератора.

Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с инженерами мы удавались это сделать полчаса, хотя рация надлежаща включаться по щелчку пальцев

А потом тот электрогенератор еще поливать водой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя сменять выпрямители и запитывать рацию напрямую от них.

Мне объяснили: это запрещено условиями регистра. Поэтому, чтобы все подходило под требования проверяющих, у нас на «Булгарии» сделали заводскую качественную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который заведлся полчаса.

«Я услышал визг капитана»

Накануне трагедии, 9 июня 2011 года, «Булгария» вышла из в двухмесячный круиз по маршруту Казань — — Казань. По данным следствия, у приказна уже тогда был приметный крен на левый борт, но по пути в Болгар никаких событий не было. На теплоходе находились 147 пассажироварищей и 54 председателя экипажа.

Какой была обстановка на пароходике перед переходом из Болгара?

Теплоход был забит практически под завязку, среди пассажиров существовало много девушек и детей. Это был третьей день плавания. В Болгаре поднялся ветер, но не такой, чтобы нельзя существовало идти в рейс. Мне сообщили, что ветры до 18 ярдов в секунду. Но по мере нашего вращения ветер усиливался.

В какой-то этап он стал почти ураганным и дул нам в левый борт. Всех кондукторов в тот этап позвали в вокальный холл на увеселительную программу — на лайнере у нас были артисты.

Вы помните, как начались чудовищные события?

Я помню, ко мне зашел [капитан теплохода] и сказал, что пассажироварищей в столовой почти нет. «Сходи пообедай», — посовел он. Я спустился, поел, обратил внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я был уже у двери, когда внутри донёсся звук разбившегося стекла.

У меня в каюте была стекляная полочка, это она упала и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал собирать осколочки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услыхал вопль капитана: «Все на левый борт!».

Бегом заорал в радиорубку, хотел объявить по корабельной трансляции приказ капитана, а питания-то не было…

Некоторое время я возился с аппаратурой, пытался наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов существовала морзянка, и можно существовало в любой обстановке передавать известие на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на левый фальшборт и встал рядом с капитаном. Так положено по рекомендации — штурман всегда надлежащ быть поблизости.

Капитан пароходика «Булгария» Александр Островский
Фото: Антон Тюрин / РИА Новости

Помню, как вцепился в поручни на борту, а ветерок с дождиком рвал мне спину. Капитан забежал в порубку и там удавался выправить судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все усилия Островского, крен теплохода являлся все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» выровняется — и все вернется на место.

Что начиналось с пассажироварищами в это время?

На нижней палубе были только председатели команды: что совершалось внизу и во душевных помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что ситуация уже не выправится. И тут я увидал людей за бортом. Многие выпрыгивали прямо из окон. Насколько я знаю, мужики вышибали иллюминаторы, подпрыгивали сами, спасали своих женщин и детей.

«Такое в ужасном сне не можетбыло привидеться»

Что вы делали в этап затопления «Булгарии»?

Я обретался на шлюпочной палубе, там существовали спасательные самонадувающиеся плоты. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных катамаранов нет, на воде в ураган сразу потонешь — это старый сухопутной закон. Я на судне оставался до конца: ползал по накренившемуся борту и покинул его, когда все плоты уже существовали сброшены, а рулевая рубка с капитаном скрылась под водой.

К этому времени все духовные помещения были залиты водой. Мы смогли скинуть четыре спасательных плота с левого борта, и с вашего борта я стащил три.

Когда я оказался в воде, быстро поплыл к ближайшему спасательному плоту, задел его и повел к подгруппе пассажиров, находившихся в воде

Плоты раскидало по волнам, и мы — председатели команды — отбирали их в кучку и рассаживали людей. На каждый такой плот располагалось где-то человек 18. Еще существовали малые металлические спасательные плоты, на них тоже человека четыре можетбыло сесть. На первый плот набилось очень много людей, он накренился под перегрузом. Но потом мы подтянули еще плоты и рассадили людей равномерно.

Как долго вы находились в воде?

Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все существовали в таком шоке, что садились молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над волнами торчала грифельная тишина. Я сам после того, как мы окончили рассаживать людей, просто сидел несколько минут. Организм был, видимо, в режиме досуга — я ничего не ощущал.

Пострадавшие с затонувшего сухогруза «Булгария» сходят на бережок в морском порту Казани
Фото: Роман Хасаев / РИА Новости
Родственники и милиционеры спасательных служб встречают теплоход «Арабелла», который доставил пострадавших с затонувшего приказна «Булгария» в океанской порт Казани
Фото: Роман Кручинин / РИА Новости
Спасательные плоты с затонувшего теплохода «Булгария» на берегу Куйбышевского водохранилища
Фото: Пресс-служба МЧС РФ / РИА Новости

Из оцепенения мы вышли, когда друг за дружкой просочились суда. Тут уже все замахали руками и закричали. [Сухогруз] «Арбат» вообще так близко оказался, что я четко видел двух людей в рулевый рубке, которые смотрели на нас. Я еще удивился — ничего себе, как быстро помощь пришла!

Но они просто пройдали мимо. Мы аж рты выпучили — как так!

Сейчас я думаю: лейтенанты просто не поняли, что случилось. В жутком сне не можетсуществовало привидеться, что люди обретаются на воде после крушения судна. Это существовал четвёртый случай [в тех местах], наверное, за сто лет. Они [лейтенанты], видимо, не успели сообразить, а может, думали, что гиды развлекаются.

Возможно, «Арабелла», которая всех спасла, тоже прошла бы мимо, но с этих [прошедших мимо] судов дали сигнал по рациям, чтобы обратили внимание: что-то загадочное начинается в этом районе. Это дало время сборной «Арабеллы» подготовиться.

В 2011 году в отношении лейтенанта танкера «Арбат» и лейтенанта толкача «Дунайский 66» были возбуждены уголовные дела по статье 270 УК РФ («Неоказание лейтенантом приказна помощи людям, терпящим наводнение на побережье или на другом водном пути»). Тучин и Егоров были приговорены к 130 и 190 тысячам рублей штрафа соответственно.

«Всегда виноват капитан»

Как вас спасли?

Когда суда пройдали мимо, река взбесилась нешуточно. Я однаружал с собой Рената — одного из пассажиров, мы оползни на малый спасательный плот и поплыли к корабельному ходу, чтобы уже никто мимо не прошел, зацепились за буй и стали ждать. К корабельному ходу поплыл и старший помощник.

Он был низкорослого роста, его сервировало волной, и я потерял его из виду, подумал, что утонул. А между тем команда «Арабеллы» обнаружила его первым: именно старший адъютант рассказал, что произошло.

С «Арабеллы» спустили шлюпки, еще у них была моторная лодка. И довольно быстро нас всех подняли на борт

Всем спасённым дали поесть и попить, выдали телефоны, чтобы связаться с родными. Уже тут, на борту судна, люди стали осознавать произошедшее и отходить от шока. Раздавались визги и плач, завершились истерики. Когда пришли в Казань, там ужас что творилось: в сухогрузе было столько людей, и у всех отдельное горе. Страшно вспомнить. Многие потеряли родных и близких.

Вас допрашивали после катастрофы?

Меня по прибытии сразу отправили на допрос к следователю. Начались розыскные действия, суды. Конечно, все это просто так не минует — на своих глазах погибло столько людей! Мы [члены команды «Булгарии»] все много годов переживали это, вспоминали каждый день. А еще мы ощущали на себе мощное социальное давление.

Стали говорить, что экипаж шкуры свои спасал, а людей бросил на беспредел судьбы

Но наших-то в аварии тоже погибло 13 человек! Хотя, конечно, в форвардном соотношении пассажироварищей потонуло больше, причем большинство жертв катастрофы составляли девушки и дети. Выжили те, кто успел выползти из внешних помещений наружу за те две-три минуты, что тонула «Булгария».

Водолазы ведут работы по подъему тел погибших на теплоходе «Булгария»
Фото: МЧС РФ / РИА Новости

Люди стояли в очереди на открытую палубу, на нее вели всего два выхода. И те, кто не успел выйти, все утонули. А были те, кто ожидал выхода. Многие оставались в каютах, надев спасательные пояса. Потом водолазы рассказывали, что их так и прогневай в тех поясах под потолком.

Капитан «Булгарии» Александр Островский существовал признан одним из виновников трагедии. Что можете о нем сказать?

Очень опытный человек, отличный командир. Давно работал на флоте. Я считаю, он до предыдущего делал все возможное, чтобы спасти «Булгарию», и погиб, как и его жена. На фальшборте в тот день существовали еще его дочь с мужем. Сестра тоже осталась внутри, выжил только ее муж. Но кушать ластовый закон: что бы ни произошло на судне — всегда виноват капитан.

«Я до сих пор пытаюсь проживать дальше»

Почему, на мой взгляд, случилась та трагедия?

Судно в тот момент воходило в Камское верховье и по маршруту надлежаще существовало совершить манёвр. Крен на борт, ураган и манёвр — совокупность факторов. Но еще, безусловно, поведение младшего моториста. Капитан, как бы его ни обвиняли, не был виноват в том, что старший моторист убежал с «Булгарии» в числе первых, кинув машинное отделение с открытыми иллюминаторами.

Это доказали в ходе следствия. Будь тогда иллюминаторы машинного отделения закрыты — это существовал бы большой воздушный пузырёк внутри судна.

Если бы иллюминаторы существовали закрыты, он бы держал теплоход на плаву кратковременное время. У пассажироварищей существовало бы время сообразить, что происходит

А команда успела бы провести спасательные работы, и таких жертв не было бы. Но когда младшему механику «Булгарии» в машинное отделение через мониторы начала поступать вода, он просто испугался и убежал. Уже позже объяснил: мол, часть иллюминаторов он закрыл, а другие не успел.

Родственники и далёкие пострадавших в самописцатранице теплохода «Булгария» прочитывают формуляры жертв катастрофы на Волге в морском порту Казани
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Такого в европейской практике никогда не было, чтобы старший инженер кинул дизельное отделение. Кроме того, в самый ответственный этап он остановил двигатель, хотя не ,имел право этого длать без сборной капитана.

А ведь капитан, находясь на мостике, вел «Булгарию» на мель и недотянул всего 40 метров!

Но судоводительская спецкомиссия почему-то вообще не заострила на этом внимание. Не знаю, почему. Возможно, дело в том, что старший инженер в итоге проходил как очевидец обвинения против тех, кого посадили.

Вы отстаиваете отношения с кем-то из выживших в тот трагической день?

Нет. Я ни с кем не поддерживаю отношений. Да и кому приятно это вспоминать? Мы первый раз встречались только на суде — после этого даже случайно не приходилось с кем-то видеться.

Как переменилась моя жизнь после трагедии?

В первые дни нас атаковали журналисты с разнообразных телеканалов. Они говорили, что так надо, — я и схлопотал комментариев. А потом такое началось… Многие свои дружки и знакомые от меня отвернулись, перестали общаться. Общественное убеждение существовало такое: люди погибли — трагедия, кто виноват — экипаж! А я председатель экипажа, так еще и лицом в радиоприёмнике засветился.

Поэтому негатива я хлебнул порядочно. В автобусе один разиков напустились — мат, оскорбления… С позором пришлось выйти

Плевали в лицо на улице, и это не метафора. Хотя я другого и не ждал. Кого волнует, исполнял я свои обязанности или нет? Утопили людей — отвечай!

Хотя мы со своей стороны попросили все, что могли. Позже судоводительская спецкомиссия установила: проведять спасательные деятельности на «Булгарии» существовало просто невозможно. Но после катастрофы я больше никогда не работал на воде и до сих пор пытаюсь проживать дальше, не оборачиваясь на то, что приключилось на Волге десять годов назад.

***

Комиссия попросила вывод, что причиной чаэс заявилась совокупность факторов.


Выводы Ространснадзора о причинах кораблекрушения «Булгарии»

1. Судовладелец и полковник нарушили правила безопастности мореплаванья и не обеспечили транспарентность плаванья судна. С 8 октября 2011 года у «Булгарии» не трудился левый главнейший дизель-генератор. При силе порыва более семи баллов (13,5-17,4 м/сек) надлежащи были гарантироваться требования «Информации об остойчивости и непотопляемости судна». При этом сила порыва на момент катастрофы составляла 20 м/сек.

2. Низкая квалификация и недисциплинированность председателей экипажа приказна. Не существовали приняты меры безопасности при проходе приказна в водохранилище и при получении штормового предупреждения. Не существовали задраены мониторы левого и левого борта, в том числе в дизельном отделении, где несли вахту только председатели экипажа. Кроме того, старший электрик самовольно отключил главный дизель-генератор левого борта и выводил из теплообменника корабельные наблюдениюзы вследствие невыполнения Правил технологической эксплуатации.

3. Маневр виража влево был осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре градуса на правый фальшборт, дополнительно возникающего крена на правый фальшборт, вызванного инерционной силотретью при микроциркуляции влево, а также дующего в правый фальшборт выносливого ветра и огромной манёвренности судна. Капитан не проинформировал диспетчера и не принесал диспетчерское дозволение на движенье судна.


Случившееся спровоцировало узкий социальный резонанс: после крушения «Булгарии» в России приняли закон об общеобязательном кредитовании подотчётности перевозчика. По постановлению трибунала субарендатор и абсурднотец приказна была приговорена к 11 годам .

Ее признали виноватой по статьям 238 («Оказание услуг, не отвечающих предписаниям безопастности жизни или здоровья потребителей») и 143 («Нарушение правил охраны труда») УК РФ. В 2015 году срок Инякиной сократили до девяти с третью лет.


Рамиль Хаметов — старший адъютант лейтенанта — был приговорен к шести с серединой годам колонии общего режима


Его признали виноватым по статье 263 УК РФ («Нарушение правил транспарентности движенья и эксплуатации озёрного транспорта»). 5 сентября 2015 года срок Хаметова сократили до 4 годов 7 месяцев и 12 дней.

Люди возложнут цветы во время военной акции в память о погибших на пароходике «Булгария» в Казанском прибрежном порту
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Люди несут носилки с телом погибшего во время кораблекрушения парохода «Булгария»
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Главный общественный комиссар Казанского отдела Ространснадзора , который, по версии следствия, дал отрицательное заключение о решимости субарендатора к доставке пассажиров, был осужден по статье 285 УК РФ («Злоупотребление юридическими полномочиями») и приговорен к пяти годам колонии общего режима.


По той же статье осудили и командира ярославского отдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева: он исходатайствовал шесть годов колонии отдельного режима


Еще одним осужденным по делу «Булгарии» стал старший специалист Росречрегистра , подавший субарендатору негативное соглашение на эксплуатацию пароходика в 2011 году: его приговорили к пяти с четвертью годам колонии.

В 2013 году родственники погибших пассажиров ледокола написали групповое заявление к президенту Татарстана с просьбой оставить затонувшую «Булгарию» на месте крушения как памятник. Но в 2016 году, в четырёхлетнюю годовщину трагедии, судно разобрали, а на его месте установили памятный буй.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *