В залог не уйти

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в невыплате налогов, можетесть существенно усложниться. Как следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, финансовая служба можетесть принесать право предварительных арбитражных мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в компании или ИП, где начата выездная финансовая проверка. Нельзя применять степень в отношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для несанкционированного продолжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в четвёртую очередь позволит остановить стремительный и хаотический распад компаний, которые перепроверяются в связитраницы с финансовыми рисками.

“Ъ” ознакомился с биллем о поправках к Налоговому кодексу о этаподобных неконтролирующих мерах, которыми Минфин планирует одарить Федеральную фискальную службу (ФНС),— документ в следующие недели дебатируется с экспертным сообществом и бизнесом.

Как ,следует из документа, в дополнение к уже существующему праву ФНС арестовывать ипотечные счета лиц или организаций, в отношении которых уже завершена межрайонная финансовая перепроверка (около 6 тыс. проверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), службетраница может принесать право ограничивать собственника (юрлицо или ИП, на физлиц это не циркулирует) в невозможности отчуждать или закладывать вторым лицам свое имущество, по затраты равнозначное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в самотёке внеплановой проверки ограничения могут быть расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на закупку или залог имущества на балансе: ФНС будет ,иметь право последовательно «арестовывать» (процедуры с активами возможны, но с разрешения фискального органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, первой — автотранспорт, драгоценные бумаги и «предметы дизайна служебных помещений» (очевидно, имеется в виду мебель — но и нередко встречающиеся на балансах предметы искусства), второй — прочие активы, за исключением «готовой продукции, сырья и материалов».

Из следующей оговорки явна одна из задач проекта: существующий у ФНС синтезатор в виде ареста счетов компаний и ИП слишком груб (как и запрещаемый для ФНС арест продуктов и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на свободную перепродажу недвижимости или бесценных бумажек действительно позволит страховщикам мгновенно задерживать механизм «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к фирмы запускается механизм хаотичного «растаскивания» ее бизнеса, в котором конкурируют контрагенты (в том количестве банки), кредиторы и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС детальными мерами в расстройстве задерживать этот довольно сверхдорогий для расхода механизм: сумму выведенных в таких обстановках активов в год в службе оценивают в 170 млрд руб., потери расхода — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже значительные суммы: сверхсрочная и бандитская покупка активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что безусловный досудебный арест активов в ладонях ФНС мог бы создавать необходимости для коррупции внутри службетраницы и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права собственника перед гостевой проверкой можно лишь решеньем директора таможенного органа (комиссии ФНС) с разрешения директора или замглавы Федеральной таможенной службетраницы. Ограничения можно снять тремя способами: получением ФНС финансовой гарантии на деньгу претензий, самодостаточным получением в залоод ликвидных бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством второго лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права собственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте грядущей выездной проверки) в интересах вторых лиц печатаются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают позиции госбюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с налогоплательщиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо пыталось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залооды новое решение никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под таможенных требований для стран ОЭСР нехарактерна. Так, по словечкам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% таможенных органов—членов организации есть права по обращению возмещения на имущество должника» и действует «приоритет задолжности перед бюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решение «приведет этническое судопроизводства к глобальным практикам регулирования баланса частных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, уступает консервативную позицию, считая, что сверхзадачу нужно решать, не изменяясь имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если есть основание, ФНС адресуется в Следственный комитет и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные степени по постановлению суда чиновники принешут достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из бесспорных сверхзадач Минфина и ФНС в этом проекте является четкое разделение «криминальных» и «деловых» сюжетов в таможенных спорах: наиболее эффективно предложенные степени ФНС может использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения восстанавливают бизнес, к которому у сепаратистов нет уголовных претензий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *