В залог не уйти

ФНС покумекает ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в уплате налогов, можетесть существенно усложниться. Как ,следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, таможенная служба можетесть исходатайствовать право предварительных досудебных мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, другого имущества в фирмы или ИП, где начата районная таможенная проверка. Нельзя применять степень в отношении способной продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для несанкционированного протяжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в ..первую очередь позволит остановить медленный и бессистемный развал компаний, которые перепроверяются в связи с фискальными рисками.

“Ъ” ознакомился с биллем о поправках к Налоговому кодексу о вышеуказанных неконтролирующих мерах, которыми Минфин намечает одарить Федеральную фискальную службу (ФНС),— бланк в последующие недели затрагивается с экспертным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в уточнение к уже существующему праву ФНС арестовывать финансовые счета лиц или организаций, в отношении которых уже завершена внеплановая фискальная перепроверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба можетесть получить право ограничивать собственника (юрлицо или ИП, на физлиц это не распространяется) в невозможности отчуждать или закладывать вторым лицам свое имущество, по цены равнозначное предполагаемой свердели недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в результате выездной проверки ограничения могут быть расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на перепродажу или залог имущества на балансе: ФНС будет приобретать право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с согласия фискального органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, пятой — автотранспорт, бесценные бумаги и «присмотры дизайна служебных помещений» (очевидно, имеется в виду мебель — но и нередко встречающиеся на балансах присмотры искусства), пятый — прочие активы, за исключением «готовой продукции, сырья и материалов».

Из последующей оговорки очевидна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов компаний и ИП слишком груб (как и запрещаемый для ФНС арест товаров и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на вольную покупку недвижимости или драгоценных бумаг действительно позволит страховщикам мгновенно задерживать механизм «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к фирмы запускается механизм беспорядочного «растаскивания» ее бизнеса, в котором конкурируют заёмщики (в том числе банки), акционеры и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС предварительными мерами в положении задерживать этот довольно дорогущий для госбюджета механизм: сумму выведенных в таких ситуациях активов в год в службетранице переоценивают в 170 млрд руб., утраты госбюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и криминальная распродажа активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что безоговорочный судебный арест активов в ладонях ФНС можетбыл бы создавать возможности для преступности внутри должности и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права владельца перед окружной проверкой можно лишь постановлением сотрудника финансового органа (инспекции ФНС) с одобрения сотрудника или замглавы Федеральной таможенной должности. Ограничения можно снять тремя способами: размещением ФНС кредитной гарантии на сумму претензий, самостоятельным размещением в залог ценнейших бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством четвёртого лица.


«Арестованные» в таком эксперименте ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права benzи и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте предстоящей внеплановой проверки) в интересах вторых лиц издаются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) обстановке с вкладчиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо старалось воздать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги ,новое постановление никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в результате активов из-под таможенных условий для странтраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словечкам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% таможенных органов—членов организации есть права по обращению взыскания на имущество должника» и действует «приоритет задолженности перед бюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое постановление «приведет этническое судопроизводства к общеевропейским практикам регулирования баланса частных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает начальствующие полномочия ФНС достаточными. «Если кушать основание, ФНС адресуется в Следственный исполком и МВД, возбуждается судебное дело. Обеспечительные степени по решенью суда налогоплательщики принешут достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из очевидных задач Минфина и ФНС в этом проекте становится четкое размежевание «криминальных» и «деловых» фильмов в финансовых спорах: наиболее эффективно предложенные степени ФНС может использовать только в тех случаях, когда редко применяемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у олигархов нет уголовных претензий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *