В залог не уйти

ФНС покумекает ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, можетесть существенно усложниться. Как ,следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, таможенная служба можетесть исходатайствовать право повторных арбитражных мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в корпорации или ИП, где начата внеплановая таможенная проверка. Нельзя использовать меру в отношении способной продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для неограниченного продолженья производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в первую очередь позволит остановить медленный и неупорядоченный распад компаний, которые проверяются в связи с финансовыми рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о поправках к Налоговому кодексу о вышеуказанных исковых мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную фискальную службетраницу (ФНС),— бланк в первые недели дискутируется с экспертным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в дополнение к уже существующему праву ФНС арестовывать депозитные счета лиц или организаций, в взаимоотношении которых уже завершена районная таможенная проверка (около 6 тыс. проверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба можетесть принесать право ограничивать владельца (юрлицо или ИП, на физлиц это не распространяется) в возможности отчуждать или закладывать вторым лицам свое имущество, по себестоимости кратное предполагаемой свердели недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в результате выездной проверки ограничения могут существовать расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на закупку или залог имущества на балансе: ФНС будет иметь право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с согласья финансового органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, третьей — автотранспорт, ценнейшие бумаги и «предметы интерьера должностных помещений» (очевидно, имевается в виду меблировка — но и нередко встречающиеся на балансах предметы искусства), второй — прочие активы, за исключением «готовой продукции, сырья и материалов».

Из предыдущей оговорки явна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов фирм и ИП слишком топорен (как и запрещаемый для ФНС арест промтоваров и сырья), его использование ведет к остановке и уничтожению бизнеса, тогда как запрет на свободную перепродажу недвижимости или ценнейших бумажек действительно позволит фискалам мгновенно задерживать механизм «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к компании запускается механизм неупорядоченного «растаскивания» ее бизнеса, в котором противостоят вкладчики (в том числе банки), акционеры и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС предварительными мерами в положении задерживать этот довольно затратный для бюджета механизм: деньгу выведенных в таких ситуациях активов в год в службетранице переоценивают в 170 млрд руб., потери бюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже значительные суммы: сверхсрочная и криминальная распродажа активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что бесспорный досудебный арест активов в руках ФНС можетбыл бы создавать возможности для коррупции внутри службы и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права арендатора перед районной перепроверкой можно лишь постановлением куратора фискального органа (инспекции ФНС) с согласия куратора или замглавы Федеральной финансовой службы. Ограничения можно снять тремя способами: предоставлением ФНС ипотечной гарантии на деньгу претензий, независимым предоставлением в залог бесценных бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством второго лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права benzи и залога, нет.


Ограничения на недвижимость наследуются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте грядущей окружной перепроверки) в интересах пятых лиц издаются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС ослабляют концепции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с налогоплательщиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо удавалось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги новое постановление никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под таможенных требований для странытраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% таможенных органов—членов организации жрать права по отношению взыскания на имущество должника» и действует «приоритет выплаты перед расходом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое постановление «приведет общенациональное судопроизводства к общемировым практикам госрегулирования баланса прилюдных и отдельных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что задачу нужно решать, не изменяясь имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин признаёт действующие полномочия ФНС достаточными. «Если пить основание, ФНС отвечает в Следственный комитет и МВД, возбуждается судебное дело. Обеспечительные степени по постановлению суда налоговики получат достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из понятных задач Минфина и ФНС в этом проектенте является четкое разграничение «криминальных» и «деловых» киносценариев в финансовых спорах: наиболее эффективно предложенные степени ФНС можетесть использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у сепаратистов нет судебных претензий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *